В Африку без визы можно всем, в Европу – избранным

Зарубежные туристические государства делают громкие политические заявления в попытках привлечь российского туриста, в то время как родное Отечество не особо стремится его удержать




К немногим странам, позволяющим россиянам без лишних формальностей въезжать на свою территорию, прибавилась еще одна. 13 июня Королевство Марокко в одностороннем порядке перешло на безвизовый режим с Россией. Власти арабского государства, для которого туризм является одной из основных статей дохода, рассчитывают таким образом привлечь к себе в гости большее количество наших соотечественников. Пока потоки россиян в "Жемчужину Магриба" весьма невелики – в прошлом году их количество составила всего 11,5 тыс. человек (для сравнения: по прогнозам Министерства туризма Марокко, в этом году страну посетит 6,5 млн путешественников, основная часть которых приедет из Западной Европы). По всей видимости, решение об отмене виз было продиктовано успехами Туниса, который предпринял аналогичный шаг еще в 1998 году. В результате за несколько лет ему удалось стать одним из наиболее популярных выездных направлений в России – в 2004 г. в Тунисе отдохнули почти 88 тыс. россиян. Как заявил генеральный директор марокканской авиакомпании Royal Air Maroc Мохаммед Беррада, для стимулирования спроса планируется также открыть регулярные рейсы между Москвой и такими туристическими центрами Марокко, как Марракеш и Агадир.

Если новые воздушные линии будут проложены, туроператоры смогут позиционировать Марокко как круглогодичное направление. Пока же новость не произвела особого впечатления на туристический рынок, хотя, по признанию представителей отрасли, уже появились звонки от туристов с вопросами о том, можно ли ожидать снижения цен. Возможность продавать "горящие туры" - пожалуй, единственный плюс нововведения, однако на стоимости путевок это практически не отразится. Так что кардинального увеличения потока отмена марокканской визы не даст. Ее оформление и раньше не занимало очень много времени и не доставляло проблем. Гораздо сильнее на недостаток спроса влияют такие факторы, как длительность перелета, слабо развитая гостиничная база страны и очень высокие цены по сравнению с тем же Тунисом, не говоря уж о Турции и Египте. Чтобы реально увеличить количество российских туристов, Марокко необходимо развивать собственную туристическую инфраструктуру и тратить больше денег на рекламу в нашей стране, полагают эксперты. Впрочем, не исключено, что появление last minute туров привлечет к направлению внимание со стороны фирм, которые попытаются продавать его как обычную страну пляжного отдыха. Но и тогда Эль-Магриб вряд ли сможет всерьез конкурировать с привычными "здравницами". "Марокко – штучное направление, и массовым оно никогда не будет в силу целого ряда причин", – сказал в интервью информационной службе по туризму "БАНКО" Георгий Леонтьев, директор по маркетингу и продажам компании "Коллаж-сервис".

Так что пока отмена визы - по сути, не более чем политический жест, почти такой же, как подписанное неделю назад в Никосии соглашение об упрощении визового режима между Россией и Кипром. Как и следовало ожидать, этот документ не затрагивает интересы обычных туристов. Упрощение касается дипломатов, студентов, спортсменов, бизнесменов, участников официальных делегаций и т.п. Подобные соглашения заключены у нас и с другими странами ЕС, при этом некоторые из них не только не облегчают, но даже усложняют процедуру оформления визы для рядовых россиян. Что же касается "пропуска" на родину Афродиты, его получение, в принципе, не составляет особого труда: виза бесплатна и оформляется обычно в течение суток. А вернуть свободный визовый режим местные власти, при всем своем желании, не могут, хотя им так и не удалось восстановить былые объемы туристического потока из России. До введения виз это направление являлось одним из самых популярных, каждый год его посещало порядка 150 тыс. наших соотечественников, в прошлом же году на Кипр отправилось чуть более 100 тыс. россиян.

Очевидно одно – последние политические заявления являются наглядным свидетельством живейшего интереса туристических стран к российскому рынку. Что вовсе не удивительно. Сколь угодно долго можно иронизировать по поводу правдивости официальных данных о росте благосостояния граждан РФ, но поток выезжающих за пределы нашей Родины продолжает ежегодно увеличиваться. При этом среднестатистический россиянин оставляет в стране пребывания больше денег, чем европейцы и даже вездесущие японцы. Конечно, каждому хочется ухватить кусочек такого лакомого пирога. На этом фоне особую грусть вызывает политика самой России в области туризма. В то время как зарубежные государства всячески пытаются привлечь российского туриста, родное Отечество, похоже, не особо стремится его удержать. Цены на отдых внутри страны растут намного быстрее, чем стоимость заграничных курортов. При этом качество гостиниц и услуг остается практически прежним. И хотя пока россияне по-прежнему охотно выбирают для отдыха курорты собственной страны, рост внутреннего туризма уже замедлился.

Выбор читателей