Березовский отступает на Украину

Перестановки топ-менеджмента в медиаресурсах Березовского связаны с тем, что затраты на их поддержание не оправдывают себя. Перемещение бизнеса на Украину - здравое финансовое решение




Борис Березовский проводит перестановки топ-менеджмента в своих медиаресурсах. Он усиливает свое присутствие на Украине, в России же, напротив, сокращает. Так, Борис Абрамович принял решение назначить генерального директора и шеф-редактора Издательского дома "КоммерсантЪ" Андрея Васильева главным редактором "КоммерсантЪ-Украина", а "Независимую газету" и вовсе продать. Кроется ли за этим какой-то новый коварный план "медиа-козней" Березовского, или просто затраты на поддержание этих изданий не оправдывают результатов и ожиданий? Эксперты склоняются ко второй версии. Все же Березовский бизнесмен, и хотя его "бунтарский дух" не угас, бросать деньги на ветер мешает коммерческая жилка. А бороться с государственными СМИ при помощи двух-трех не слишком широко распространяемых газет, с учетом низкой популярности самого Березовского среди населения в России - дело безнадежное. Таким образом, решение о "переезде" бизнеса в "оранжевую республику" принято, с финансовой точки зрения, здраво и осмысленно.

Вячеслав Никонов, президент Фонда "Политика", отдает должное незаурядному "вкладу" Березовского в медиаинтриги и конфликты, раздуваемые СМИ: "Березовский всегда был мастером информационных войн, и всегда выступал их инициатором - по поводу "Связьинвеста", по провоцированию дефолта 1998 г., кампании против Примакова-Лужкова. Сейчас его медиаимперия несравнимо меньше. На крупномасштабные "войны" он уже не способен, сил хватает только на локальные конфликты. В то же время его газеты занимались локальными "войнами" постоянно. За последними его решениями скрывается и недовольство политикой "Коммерсанта", который стремится к респектабельности, в то время как Березовскому нужны "боевые листки", что ясно из его последних статей и выступлений. Плюс, он, вероятно, рассматривает Украину как более перспективное поле для медиабизнеса, чем Россия. Ну а в России он хочет заниматься не столько бизнесом, сколько революциями. Хватит ли у него сил и ресурсов для этого - не главное: как известно, этому "революционеру" процесс важен не менее, чем результат. Революции осуществляют многие, а победу одерживают единицы. Или не одерживают ее никогда. Я лично не верю в революцию в России, а уж если она будет, то явно не под знаменами Березовского. Так что демонизировать его не стоит. Но как влиятельную фигуру его рассматривать можно, он тратит десятки миллионов долларов на пиар-кампанию против Путина, именно его усилия оказывают влияние на международный фон, но, конечно, в России его позиции слабее и на ситуацию в стране уже не оказывают существенного влияния, разве что опосредованно через западные СМИ".

Однако возможности для того чтобы пакостить России и ее имиджу на мировой медиа-сцене тоже ограничены. На Западе хватает и своих СМИ, а главное - Россия давно не стоит в центре внимания, а главное, далеко не все те, кто про нее читает и ею интересуются, отдают предпочтение именно негативу. Внутри России читать про себя самих плохие новости люди тоже устали. Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ считает, что "ни "Коммерсантъ", ни "Независимая газета" не являются электоральными факторами. Они, скорее, влияют на настроения элиты. Вот через элиту Березовский может попробовать "повлиять", пробуждая алармистские настроения. Но это, как мне кажется, вряд ли удастся. Хотя в журналистской среде предчувствие того, что все скоро посыплется, есть, и есть давно, ничего подобного все же не происходит. Вообще, находясь вне страны очень трудно чувствовать меру".

В.Жарихин полагает, что ни Березовского, ни Гусинского уже не стоит рассматривать как потенциальных "информационных полководцев". "Вообще, для медиарынка олигархи первого рынка сделали так много и так опустили моральный уровень журналистики, что делать хуже уже просто некуда. Можно только делать ситуацию лучше, но займутся этим уже совсем другие люди", - считает Владимир Жарихин.

Выбор читателей