Антироссийский проект засыхает на корню

С пуском трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан реализован важный политический проект, обеспечивающий независимость республик каспийского региона от России. Теперь осталось найти нефть, которая по нему потечет




Трубы дали небольшой сбой. На торжественной церемонии начала прокачки нефти по долгожданному трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан в столице Азербайджана все было хорошо: присутствовали высокопоставленные гости, в том числе из-за океана, говорили много хорошего о новой трубе, открыли ее вентили, даже приняли совместную декларацию о поддержке энергетического коридора "Восток – Запад". Одна беда: не было подписано соглашение об участии Казахстана в проекте. Оказалось, что оно "не готово полностью", как объяснил ситуацию заместитель главы МИД Азербайджана Халаф Халафов. Тарифы, видите ли, не согласовали – пустяк! А ведь соглашение готовилось давно: еще в феврале казахи говорили, что проработка его деталей "дается тяжело". Но шутка в том, что без казахстанской нефти наполнить БТД будет проблематично...

А всего за неделю до этого в Москве точно так же не было подписано соглашение о расширении экспорта нефти по трубе Тенгиз – Новороссийск Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Тут тоже загвоздка в тарифах, да еще в том, что Россия – основной акционер проекта – требует, чтобы его участники имели влияние на управление консорциумом в соответствии со своими долями.

Конечно же, в обоих случаях утверждается, что неподписание соглашений – это маленькая заминка, которая будет скоро устранена: по КТК – к сентябрю, а по БТД – уже в ближайшее время. Но вопрос в том, случайно ли такое совпадение "заминок" и не связаны ли они друг с другом?

Начнем с того, что нефть, которую Казахстан намерен влить в БТД и расширенный КТК, с одного и того же Кашаганского месторождения на Северном Каспии. Запасы там немалые: 7-13 млрд баррелей уже разведано, а общий геологический потенциал этой нефтеносной структуры оцениваются в 38 млрд баррелей. Кашаган – самое крупное месторождение в рамках Северо-Каспийского проекта, который разрабатывается международным консорциумом Agip KCO. Коммерческая добыча на Кашагане должна начаться в 2008 г., а сейчас участники проекта решают, по каким трубам потечет их "черное золото" на мировой рынок.

Что касается трубы КТК, то она работает с октября 2001 года. В прошлом году по ней прокачали 22,5 млн т нефти, в этом планируют увеличить трафик до 32 млн т (в I квартале объемы прокачки возросли до 7,4 млн т против 4,6 млн т в аналогичный период 2004 года). А в марте этого года акционеры КТК приняли решение об увеличении поставок до проектной мощности трубы – 67 млн т в год. Да вот беда – окончательное соглашение так и не подписали.

Однако теперь реальностью стала труба БТД, мощностью 50 млн т нефти в год (или 1 млн баррелей в сутки). Ее преимущество в том, что она позволяет миновать пресловутые турецкие проливы, известные своими "пробками" и ограничениями, вводимыми Анкарой на проход танкеров. Кроме того, БТД – это труба, не проходящая по российской территории, и потому она служит картой, которую давно разыгрывают все антироссийские силы в СНГ и за его пределами. Причем разыграли настолько "грамотно", что умудрились построить трубу, не имея достаточного количества нефти в исходном пункте (в Азербайджане) для ее наполнения. В 2003 г., когда началось строительство, Азербайджан добывал всего 0,32 млн баррелей в сутки, из которых, за вычетом внутренних потребностей, на экспорт оставалось всего 0,213 млн баррелей в сутки. А в прошлом году добыча даже сократилась на 15 тыс. баррелей в сутки, что вызвало небольшую панику у ВР, основного участника строительства БТД. В распоряжении Азербайджана есть, конечно, большая группа шельфовых и глубоководных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, общие извлекаемые запасы которых оцениваются в 5,4 млрд баррелей. Но их еще только начинают разрабатывать, да и все равно не хватит – ведь надо чем-то наполнять другие трубы: Баку – Новороссийск (пропускная способность 7 млн т, возможно увеличение до 16 млн т) и Баку – Супса (6 млн т, можно увеличить до 15-30 млн тонн).

Ну, да это все пустяки, главное – реализован важный политический проект, обеспечивающий независимость республик каспийского региона от России. И теперь вся надежда – на казахстанскую нефть. Эксперты утверждают, что согласие Казахстана на участие в проекте Основного экспортного трубопровода (другое название БТД) было получено аж в 2002 г., то есть, еще до начала строительства трубы. Причем, говорят, что это согласие и было непременным условием реализации грандиозного проекта.

Однако свое согласие Казахстан до недавних пор стремился всячески завуалировать, дабы не дразнить раньше времени Россию и, по возможности, набить себе цену у партнеров по БТД. Только совсем недавно Астана официально объявила о том, что намерена поставлять большие объемы нефть в Азербайджан, для чего специально отстроит порт Курык, закупит крупные танкеры, а возможно даже построит верфи, чтобы делать их у себя. В более отдаленной перспективе планируется проложить трубу Актау – Баку по дну Каспийского моря. В итоге всех этих мероприятий в ближайшие несколько лет из Казахстана в Азербайджан будет поставляться 7,5 млн т нефти, а затем объемы возрастут до 20-25 млн тонн. К тому времени как раз и развернется добыча на Кашагане. Впрочем, "о прокладке трубы говорить пока рано", – отметил Халаф Халафов под впечатлением неподписанного соглашения...

Но возникает новый вопрос: хватит ли нефти у Казахстана? С одной стороны, руководство республики строит грандиозные планы нефтедобычи: 100 млн т к 2010 г. и 150 млн т к 2015 (по сравнению с 50 млн т в 2003 и 60 млн т в 2004 году). Однако не менее грандиозными являются и транспортные проекты. В прошлом году Казахстан экспортировал 52,6 млн т нефти, из которых 22,5 – по трубе Тенгиз – Новороссийск, 15 – Атырау – Самара, 10 млн – морем через порт Актау, остальные 5 млн – по железной дороге. В дальнейшем предполагается развивать все эти направления: Тенгиз – Новороссийск – до 67 млн т, трубу в Самару – до 25 млн т, еще 20 млн т поставлять в Китай по строящейся сейчас трубе Атасу – Алашанькоу. И вот теперь, согласно неподписанному пока соглашению, 25 млн т пойдет в Азербайджан танкерами по Каспийскому морю, а в дальнейшем поставки туда могут достичь 50 млн т (если будет сооружена труба Актау – Баку). Что-то должно остаться и на железную дорогу. Итого получается 140-170 млн тонн. Прибавьте сюда собственные нефтяные потребности Казахстана, которые достигнут к тому моменту 20-25 млн тонн. Получается, что республика должна будет добывать 160-200 млн т нефти в год, а это превышает даже самые смелые правительственные прогнозы на десять лет вперед. Причем все эти экспортные возможности появятся гораздо раньше – лет через 5...

В общем, тут дело ясное: Казахстан шьет себе экспортную инфраструктуру "на вырост", с таким расчетом, чтобы можно было перебрасывать нефть с одного направления на другое в зависимости от симпатий и конъюнктуры. И сейчас невозможно предсказать, какая труба будет трещать по швам от обилия казахстанской нефти, а какая останется полупустой.

Есть, правда, один фактор, который может повлиять на направление транзита, – это качество нефти. Азербайджанцы, несмотря на нехватку нефти для БТД, не спешат вливать в трубу казахстанское "черное золото". Нефть, которая сейчас добывается в Азербайджане, в частности на блоке АЧГ, называется Azeri Light и котируется на рынке выше, чем тяжелая казахстанская. "Мы не хотим сегодня менять спецификацию Azeri Light и переходить на BTC Blend, так как Azeri Light уже всем известна и высоко котируется. Мы постараемся очень долго держать марку Azeri Light, и только в случае смешения этой нефти с другими сортами мы должны получить марку BTC Blend, которая будет по качеству немного уступать Azeri Light", – объяснил президент ГНКАР Натик Алиев. Напомним, что блок АЧГ находится на начальной стадии разработки, и пик добычи на нем придется на 2009-2013 годы. Так что если даже сейчас в БТД не хотят вливать казахстанскую нефть, то в дальнейшем ее и подавно туда не пустят. Возможно, Казахстан зря надеется на Основной экспортный трубопровод! Но что же будут тогда делать в Азербайджане с его нефтью? А она, очевидно, заменит азербайджанскую на других направлениях: Баку – Новороссийск и Баку – Супса. То есть, опять Россия, Черное море, турецкие проливы...

Вообще, построенная труба БТД – это проект больших надежд, граничащих с утопиями. Причем мечтают "на тему" не только в СНГ. Например, в Турции вынашивают планы строительства продолжения БТД – трубы Джейхан – Хайфа, по которой можно было бы снабжать каспийской нефтью Израиль, Палестину и Иорданию...

Выбор читателей