Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: legion-group.ru |
Александр Елин: Рок-радиостанций в Москве всего две: это "Наше радио" и радио "Максимум". При этом "Максимум" российских дебютантов не ставит вовсе – только англоязычные хиты и тех, кто уже вовсю крутится на других станциях, поэтому дебютант может пойти только на "Наше радио". А там, как у любого монополиста, – вкусовщина, не имеющая отношения к рынку.
"Yтро": Вы имеете в виду, что на "Наше" не берут "хард-н-хэви"? Может, эта музыка просто не востребована на рынке?
А.Е.: На "Нашем радио" засели сектанты (смеется). Их девиз: "Мы продвигаем то, что любим, любой ценой, остальные пускай сдохнут. Задавим всех "не наших" рекламой и эфирами!" Но этого не происходит. Более того, "Наше" так ни одну новую группу и не раскрутило. Они говорят, что не задача радио раскручивать группы. Опять же, ерунда. Люди хотят новых песен и новых звезд – это закон правильного шоу-бизнеса. Посмотрите хит-парады западных стран – имена меняются почти еженедельно, остаются только мегазвезды. У нас же без бюджета вообще нельзя близко подойти ни к радио, ни к телевидению. Во всем мире музыкантам платят за ротацию клипов, а у нас – музыканты платят... Выигрывают те станции, которые ориентируются в текущем моменте, ловят настроение слушателей, а не упираются в догмы. Нет музыки, не востребованной на радио. Если компакты какой-то группы или солиста продаются в рыночных количествах – значит это востребовано. Сегодня есть несколько направлений и стилей, которые полные залы собирают и серьезные тиражи продают вообще без радиоротаций. Можно себе представить, что бы было, если бы тот же металлический рок крутили в эфире? Возьмем, к примеру, "Арию". Группа в конце 90-х загибалась, работала по небольшим клубам перед аудиторией в 200 человек... Стоило найтись спонсору на один клип и "толкачу", который "согнул" Козырева, – песня стала хитом, а группа вернулась на стадионы.
То же самое было год назад с группой "Эпидемия": одна песня в эфире, два выступления на крупных летних фестивалях – и, пожалуйста, резкий рост продаж, аншлаг в СDК МАИ, гастроли. "Тяжелая музыка" востребована. Но, видимо, программный директор "Нашего" до сих пор живет в середине девяностых... Причем поражает именно ортодоксальная бескомпромиссность – ну, дали бы, что ли, как на "Эхе Москвы" отдельную передачу под этот стиль, так нет же! А все потому, именно потому, что "металл" составляет реальную конкуренцию "говнороку". Музыка лучше, а тексты уж, по крайней мере, не хуже.
"Y:: Не так давно Михаил Козырев ушел с "НР". Что-либо поменялось или будет меняться в ротации "Нашего", как вы думаете?
А.Е.: Вместо Козырева остались его бледные тени. Козырев-то как раз был убеждаем, хотя и не переносил стиль "heavy". Все-таки на "Арию" и "Эпидемию" он согласился... создал прецедент. Максимум, на что хватило пороху его преемникам, – это поставить в эфир "АукцЫон" и "Гражданскую Оборону", которые и без "НР" уже давно всем известны и собирают залы.
"Y": Может быть, это все-таки связано с финансами – таким образом у "металлистов" вымогают деньги?
А.Е.: Да не в этом дело. Загвоздка в том, что сложно ставить в плей-лист "хэви" с русским роком – не миксуется. Хуже того: как потом разговаривать с большими денежными продюсерами "говнорока", если любой "тяжелый" трек бьет их подопечных во всех хит-парадах? "Металла" боятся. Деньги впрямую не вымогают. Лучше бы вымогали – цена вопроса лучше каменной стены.
"Y": А почему в свое время провалилась радиостанция SNC, которую основал Стас Намин? Там было много "металла", почему не возникает нечто подобное сейчас?
А.Е.: Тогда был спад популярности "металла" из-за нашествия гранжа. А сейчас общемировая тенденция к возрождению стиля. Произошло воссоединение мегазвезд (Judas Priest, Iron Maiden), расцветает пауэр-металлическое движение в Финляндии, Германии, Италии – десятки талантливых, энергичных команд. Да и у нас сейчас "металлические" группы возникают как грибы... Посмотрите форумы музыкантов – сколько народу хочет играть "говнорок", а сколько – "тяжеляк"? Песня "Арии" "Воля и разум" в "Чартовой дюжине" опять на первом месте... Ну не сам же я за нее голосую? Это притом, что в ротации на радио ее нет (смеется).
"Y": Может быть дело в том, что у нас просто не умеют держать нос по ветру? Или кроме "Арии" больше нет таких серьезных прорывов?
А.Е.: Я и говорю – нос не умеют держать! А кроме "Арии" – только полгода назад была "Эпидемия", "пауэр-металл" сказочный, очень себе неплохой. Ей бы такой же пиар, как и какой-нибудь мелкой попсоте с клипами/эфирами, – "Лужники" были бы битком. При этом сколько прошло через эфир "Нашего" клонов и бледных копий "ЧАЙФа", "Аквариума", "Агаты Кристи" и т.п. И где они? Нигде и звать никак...
"Y": Однако при этом вы пишете тексты песен для "Фабрики"– почему?
А.Е.: Да ради денег. Я же как продюсер и поэт на "хэви" не могу зарабатывать. Против нас – настоящая информационная блокада в FM-диапазоне и на телевидении. Без ротаций выжить на профессиональной сцене нельзя. А я профессионал. Вот и приходится подрабатывать.
"Y": А разве не помогает выпуск пластинок, концерты? Или радио – всегда важнее?
А.Е.: Нет радио – нет тиражей и нет концертов. В этом суть проблемы. Причем бог с ними, с компактами, все равно пираты не дадут заработать. Главный заработок артиста – концерты. Но если тебя не крутят на FM-станциях, то путь к зрителю максимально удлиняется. Надо биться не менее трех-четырех лет, репетировать три раза в неделю, играть бесплатные концерты, записать три-четыре альбома – за свои деньги... И только тогда, если материал супер, проект начнет кормить участников. Не все это выдерживают. Но есть герои – "Катарсис", например, без всякого радио только что собрал "Горбушку". "Черный обелиск", "Легион", "Мастер" – ветераны жанра, великолепные музыканты... Но все равно они зарабатывают в несколько раз меньше даже среднепопулярных попсовиков. В этом главная проблема – выдержать годы, пока забрезжит свет в конце туннеля. Это трудно, люди ломаются, уходят в другие профессии или начинают писать песенки для очередных "Стрелок".
"Y": Какой, по-вашему, выход из ситуации? Ведь на частной радиостанции как хотят, так и составляют плей-листы – их право.
А.Е.: Выход один – надо сделать "хэви-радио", причем, акционерное. Я уже кинул эту идею в массы, в Интернет – куча согласных. Это должно быть что-то типа "Радио-ретро" – много "металлических" хитов 80-х, много классики тяжелого рока и новых команд. Я знаю, кто бы мог программировать такое радио, и где брать рекламу – тоже знаю. Все сегодняшние рекламодатели в 70-80-х слушали тяжелый рок. Для них это – музыка юности.
"Y": Но создается ощущение, что рок вообще сходит на нет под напором попсы.
А.Е.: Все наши "мегапродюсеры" сильно бы удивились, узнав, что у четырех или пяти московских лейблов, выпускающих по лицензиям европейский и американский "тяжеляк" от "не мэйджоров", отличные продажи. Они же выпускают и российский "хард-н-хэви" – и прямо-таки ищут новые записи. Вы в курсе, что в "Точку" или на "Горбушку" на Lake Of Tears, Cruachan и Shamael просто не попасть? Что "Катарсис" или "Эпидемия" вообще без ротаций на ТВ и радио собирает в Москве по 1000-1500 человек? Это направление всегда имело 10-12% рынка продаж. Просто выгоднее продавать "Стрелок" и "Блестящих" под "фанеру", чем играющие вживую группы... "Олигархи" от шоу-бизнеса поступают, как обычные рыночные торговцы. Упали продажи? Значит, надо конкурентов вообще загнать под ковер, а "свои" пусть даже из утюгов играют. Рок (особенно – хэви) уже хоронили много раз, но всякий раз он оказывался живее всех.
"Y": Хорошо, ну и что же вы предлагаете? Как в условиях рынка, по-вашему, можно структурировать радиоэфир? Ведь это поле свободной конкуренции.
А.Е.: Да поймите же: эфир – как и земля, и недра – это народное достояние. И нефиг раскручивать в нем иностранцев от Стинга до Верки Сердючки. Радио – это пропаганда, промоушн – как угодно. И пока российские музыканты сосут лапу, горстка олигархов поставила эфир к себе на службу, так же как другие – нефть и газ. Нужен профсоюз, который бы защищал права рядовых участников шоу- бизнеса. И ввести процентную норму на трансляцию западной музыки или дополнительный налог на каждую песню "оттуда". И спецналог на гастролеров, которые отнимают хлеб у наших ребят.
Ведь радио-олигархи получили волну в пользование от государства, выиграв некий конкурс. Вот, например, нефтяные олигархи качают нефть не из собственной земли, а из взятой в аренду. Так и тут. Надо просто менять правила игры. Сегодня у людей, которые не являются лицами Первого канала или РТР, шансов стать востребованными нет. Можно и нужно обязать государство, которое не борется с пиратами, лишая тем самым музыкантов доходов от продаж пластинок, хотя бы обязать радиостанции при лицензировании давать приоритет российским музыкантам. Тогда в условиях конкуренции форматов станет больше и все найдут свое место в эфире – и джазисты, и металлисты, и панки с рэперами.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности