Глоток изысканного джаза

В то время, как некоторая часть слушателей "легко" берется доказать, что джаз нынче пребывает в кризисе, отдельные музыканты вроде Эрика Трюффаза с его квинтетом способны кого угодно так же легко убедить в обратном




Eric Truffaz – "Saloua" (2005)
В то время, как некоторая часть слушателей "легко" берется доказать, что джаз как явление нынче пребывает в кризисе, отдельные музыканты вроде Эрика Трюффаза с его квинтетом способны кого угодно так же легко убедить в обратном. Одно время французского трубача даже сравнивали с "изобретателем фьюжна" Майлзом Дэвисом, на что музыкант однажды парировал: "Майлз Дэвис был гений, а я просто на трубе играю". Конечно, ценители жанровой чистоты могут поморщиться – джаза как такового на пластинке не так много. В то же время, "электрический фьюжн XXI века", ставший фирменным стилем Трюффаза, с удивительной непринужденностью комбинирует в себе живую импровизационную манеру игры на трубе (в основе которой все-таки чувствуется "школа" 70-х) с soft- и smooth-джазовой электроникой и местами даже жесткими, вполне р оковыми риффами. Обращение к арабской мелодике добавило экзотического колорита уже данному конкретному альбому. В изложении Трюффаза джаз выходит очень теплым, изысканным: крепким, но при этом совсем не резким – словно бокал хорошего французского коньяку.
(****)

James LaBrie – "Elements Of Persuasion" (2005)
Если среди множества клонов Dream Theater все-таки возможно вычленить десяток-другой действительно ярких групп, хотя и работающих в сходной стилистике, но пытающиеся, тем не менее, "рисовать" собственное лицо, то в случае с фронтменом DT Джеймсом ЛаБри его харизматический голос играет с ним злую шутку вот уже третий раз подряд. Два альбома его сайд-проекта выходили (в 1999 и 2001 гг.) под вывеской Mullmuzzler; теперь, похоже, музыкант наконец понял всю тщетность попыток зашифроваться и выступил под своим настоящим именем. Как и в прошлый раз, "Elements Of Persuasion" был записан с музыкантами из обоймы Стива Вая (басист Брайен Беллер и барабанщик Майк Манджини) и клавишником Мэттом Гиллораем из Dali's Dilemma (он также выступил соавтором Джеймса в создании некоторых композиций). Сменился только гитарист: "эстафетную палочку" о шести струнах у Майка Киннели принял итальянский виртуоз Марко Сфольи. Впрочем, это не тот случай, когда замена одного из игроков смогла сильно повлиять на стилистику игры команды в целом. На диске можно обнаружить и почти трэшевые вещи ("Crusify"), и потуги на "инфернальный" вокал ("Freak"), и мягкие, едва ли не арт-роковые композиции ("Lost", "Smashed")... но большая часть альбома настолько родственна музыке, производимой канадским вокалистом "по основному месту работы", что выдать его новый сольник за "потерянный" (году в 1996-м) альбом DT, по-моему, особого труда не составит.
(***)

EDGUY – "Hall Of Flames" (2004)
"Подведение итогов" десятилетия существования самой молодой из немецких "легенд" мелодик-пауэра, ведомой вокалистом Тобиашем Замметом, и ее семилетнего сотрудничества с лейблом AFM Records, вылившегося в 5 "номерных" альбомов и концертник. Такой, знаете, очень предсказуемый релиз, "парады унд раритеты": первый диск составлен из самых известных хитов "эдгайцев" (Edguys – так музыканты ласково именуются в буклете), среди которых лишь дебютный альбом представлен только одним треком; вторая пластинка – собрание бонусов, unreleased materials, японские и французские синглы, редкие "живые" записи и пара видеоклипов. По-хорошему, реальный интерес для коллекционеров представляет только этот самый второй диск; первую же часть, помимо сугубо просветительской миссии, можно, правда, рассматривать еще как пример блестящего ремастеринга, выполненного Мика Юссиля на Finnvox Studios (признанной цитадели power-metal), – стараниями "мастера" песни, записанные в разные годы (1997-2001), звучат здесь совершенно неотличимо друг от друга...
(***)

PAIN – "Dancing With the Dead" (2005)
Pain – на самом деле проект всего одного человека, Петера Тагтгрена, талантливого и изобретательного мультиинструменталиста из Швеции, придумавшего и полностью записавшего эту пластинку – четвертую по счету. Четыре из 12 треков напрямую декларируют: "Not Afraid To Die", "Dancing With the Dead", "A Good Day To Die" и совсем уже лаконично "Bye/Die"; с большой вероятностью можно предположить, что и остальные косвенно обыгрывают тему смерти. Впрочем, к категории death- и, тем более, doom-metal эту вовсе не мрачную музыку причислить нельзя никоим образом; "альтернативой" эта смесь нью-металлических риффов, трагического вокала, пост-панка и техно-ритмов и даже лаунжа может именоваться тоже с большой натяжкой. Однако, кроме уважения к Петеру как к профессионалу и человеку-оркестру, в одиночку создавшему такой плотный и энергичный саунд, никаких особых эмоций диск отчего-то не вызвал.
(***)

Soulwax – "Any Minute Now" (2005)
Английская группа Soulwax возвращается с "долгожданным" – новым ударным альбомом, который записывался в Лондоне, Нью-Йорке и в домашней студии квартета в Генте. По словам лидера и вокалиста Soulwax Стефана Девеле, он хотел получить некое "смешение синти и Led Zeppelin". И на этот раз – "что хотели, то и получилось". Над диском, помимо непосредственных участников группы, работал легендарный Flood, продюсировавший Ника Кейва, U2, Smashing Pumpkins, Nine Inch Nails и других, а сведением занимался не менее легендарный Алан Молдер, служивший саунд-продюсером у Depeche Mode. Может быть, именно поэтому результат так походит одновременно на все вышеперечисленные коллективы. Даже тембр и манера вокала напоминает сразу о двух персонажах – Тренте Резноре и Дейве Гэхане. Причем образ Резнора просто впечатан в музыку Soulwax, что делает новую их пластинку обязательной к ознакомлению для всех ценителей жанра.
(***)
P.S. Попробуйте рассмотреть буклет пластинки в лучах лампы-стробоскопа: узоры из полос и пятен скрывают в себе много интересного...

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1), "CD-Maximum" (3), "Universal Music Russia" (4) и концерном "Группа Союз" (2,5).

Выбор читателей