Хаос моды и стиля

Московский дом фотографии уже в четвертый раз открывает грандиозный фестиваль "Мода и стиль в фотографии". Поклонники качественных календарей с голыми бабами, несомненно, будут в восторге


Фото: erwinolaf.com



Московский дом фотографии уже в четвертый раз открывает грандиозный фестиваль "Мода и стиль в фотографии". Как всегда с морем коньяка "Hennessy", толпой застенчивых спонсоров, бесконечными речами главного куратора Ольги Свибловой и гигантским количеством выставочных площадок.

В рамках фестивальной программы откроется более 80 выставок отечественных и зарубежных фотографов, пройдет показ кинофильмов, будут организованы всевозможные мастер-классы и, разумеется, состоится награждение победителей конкурса "Серебряный венок". Одним словом, поклонникам рекламной фотографии скучать не придется. А вот ценители настоящего искусства могут серьезно пострадать.

Дело в том, что в последнее время искусство фотографии стало как-то необычайно популярно. МДФ заваливает Москву фестивалями, эксклюзивными снимками торгуют модные галереи, крупнейшие музеи охотно устраивают фотовыставки. На фоне общего бума, как это часто бывает, теряется критерий качества. В этом смысле очередной фестиваль напоминает городскую свалку или запущенную коммунальную квартиру, где колченогие табуретки соседствуют со старинным буфетом, а в ободранной комнате за фанерной дверью хранится бабушкино серебро.

Один из ярких примеров этого хаоса – центральная выставка фестиваля в "Новом Манеже". Вроде бы и художники известные, и снимки выбраны эффектные, а все-таки чего-то не хватает. Рекламные фотографии и журнальные обложки, собранные в рамках одной гигантской экспозиции, решительно теряют свою привлекательность. Хотя поклонники качественных календарей с голыми бабами, несомненно, будут в восторге. Остальным же придется отправиться дальше в поисках запрятанных сокровищ.


Фото: mdf.ru

Одним из очевидных достоинств очередной серии "Моды и стиля" является весьма удачно выбранная центральная темя фестиваля: "Кино как стиль". Потому как показывать фотопортреты популярных актеров, сделанные, к тому же, известными фотографами – дело, заранее обреченное на успех. Да и кому придет в голову пропустить выставку уникальных снимков Стенли Кубрика или забить на проект "The Best of James Bond", представляющий фотографии со съемок первого – "Доктор Но" и последнего – "Умри, но не сейчас" фильмов знаменитой бондианы. А поклонников кинозвезд непременно порадует экспозиция Эдварда Стейшена "Ярмарка тщеславия", в которую вошли портреты Греты Гарбо, Фреда Астера, Чарли Чаплина, Поля Робсона и других. Особый подарок ждет фанатов Аки Каурисмяки – выставка "Тени в раю" рассказывает не только о его фильмах, но и о любимых актерах режиссера – Матти Пеллонпяя и Кати Оутинен.

Как всегда, организаторов фестиваля неумолимо преследует тень всемогущего Родченко – известно, что без его персональной выставки не обходится ни одно крупное мероприятие МДФ. Правда на этот раз кураторы сделали слабую попытку выпутаться из сетей патриарха советского фотоискусства – выставка "Люди – стиль 20-30-е годы" посвящена коллегам и современникам легендарного фотографа.

Зато внушает оптимизм список иностранных звезд, которые собираются провести мастер-классы в рамках фестиваля. В программе ожидаются Сара Мун – продвинутая манекенщица 1970-х, которая четверть века назад случайно взяла в руки камеру, а ныне является общепризнанной звездой европейской фотографии моды, давно уже превратившей фотоискусство в инструмент философского переосмысления реальности; Джоэл-Питер Уиткин – любимец Ольги Свибловой, промышлявший на заре карьеры фотографированием жертв аварий и самоубийц; бессмертный Вилли Риццо, снимавший еще в конце 30-х годов, и другие не менее интересные личности.


Фото: sara-moon.com

Российский фланг поддерживают авторитеты из отечественных гламурных журналов: Владимир Фридкес, Егор Заика, Михаил Королев, Владимир Мишуков, Влад Локтев, Владимир Клавихо, Владимир Глынинин и другие. А церемония награждения пройдет под зажигательный перформанс Андеря Бартенева, который уже успел с успехом выступить в залах Московского Дома фотографии на открытии программы.

Возможно, придирчивая публика начнет канючить, что, несмотря на обилие проектов, "Мода и стиль" поставляет к нашему столу одних и тех же художников, которые одновременно являются неизменными участниками московских фестивалей фотографии. Что ж, если полуобнаженные красавицы и декадентские бисексуалы уже сидят у вас в печенках, посетите целомудренную и идеологически выдержанную выставку советской постановочной фотографии 60-х годов "Катя и Коля дома и в школе". Упитанные советские школьники, жующие бутерброды, натягивающие хлопчатобумажные чулки и охраняющие красное знамя, напомнят о той благодатной поре, когда дети не пользовались мобильными телефонами и французской косметикой и даже не читали "Cool Girl".

Выбор читателей