Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото Сергея Грузинцева |
"Yтро": Геннадий Николаевич, хотелось бы начать беседу с обсуждения одной из самых острых и болезненных для современной России тем. Последние события в республиках Северного Кавказа свидетельствуют о росте террористической угрозы, и это – после пяти лет объявленной Кремлем борьбы с терроризмом. Выходит, позиции государства в регионе ослабли?
Геннадий Селезнев: Эти годы должны были нас научить, как выявлять бандитов; по-моему, сегодня мы уже должны были знать каждую щель в горах, где они укрываются. Но, видимо, мы не способны на это технически. Опыт проведения контртеррористической операции должен был научить нас выявлению источников финансирования террористов, но и эти каналы мы перекрыть не в состоянии.
А главное, что мы так и не решили основной задачи на Северном Кавказе – по созданию инфрастуктуры для обеспечения людей работой. Главный бич региона – колоссальная безработица. Что ж удивляться, если при соблазне заработать деньги "на большой дороге" молодежь так и поступает. Создание экономической инфраструктуры, способной снять проблему занятости, стало вопросом вопросов. Это касается Дагестана и других регионов. Взгляните на спокойную Кабардино-Балкарию, где даже газеты печатались на трех языках, учитывая интересы русских, кабардинцев и балкарцев. Стоило там чуть ослабнуть власти в связи с болезнью президента Кокова, и тут же повылезали эти "тараканы". Конечно, многое зависит от руководителей на местах, от того, как они управляют и как регулируют вопросы распределения портфелей в правительстве, мест в парламенте и т.д.
Однако полностью перекладывать ответственность на местных лидеров нельзя. Безусловно, за охрану рубежей, направление туда подразделений спецназа и действия милиции отвечает, прежде всего, федеральный центр, так же как и за создание экономической инфраструктуры. Ведь местные власти не могут построить ни одного завода, фабрики, потому что эти республики находятся на дотации и ни одного часа не могут прожить без федеральной помощи. Может быть, при правительстве России стоит создать комплексную комиссию, способную решать экономические проблемы?
"Y": Именно для решения, в первую очередь, экономических проблем Северного Кавказа туда был направлен энергичный Дмитрий Козак. Как бы вы оценили его деятельность на посту полпреда президента в ЮФО?
Г.С.: Пока не видно, что его командировки дали какой-либо результат. Он, как правило, приезжает уже на тушение пожара, чтобы успокоить людей. Особенно хорошо это было заметно в Карачаево-Черкесии. Козак работает в режиме МЧС, ничего не предупреждая, а действуя по следам.
"Y": По мнению некоторых российских и зарубежных экспертов, на Северном Кавказе создан пояс нестабильности, что в перспективе способно привести к распаду страны. Как вы можете прокомментировать подобные утверждения?
Г.С.: Отход от России ни одна из этих республик не переживет. Наша обязанность – создать нормальную инфраструктуру на Северном Кавказе. В противном случае... Представьте себе одну из маленьких республик, которая выделяется в самостоятельное суверенное государство. Даже в лучшем варианте появится чисто криминальное образование, откуда будут осуществляться набеги на Россию, Грузию, Азербайджан. С кем граничат, туда и будут набегать. Возникнет криминальное подбрюшье России. И ничего другого в регионе не сделаешь, там нет экономического ресурса, который можно было бы задействовать в условиях самостоятельности. Произойдет массовое бегство населения в Россию. Здравомыслящие люди понимают, что тогда начнется на Северном Кавказе. Это будет пострашнее дудаевской Чечни. Но я убежден, что 90% населения этих республик выступает против выхода из РФ. Мало кто желает собственной гибели.
"Y": В России после самых страшных терактов никто, по большому счету, не несет за это ответственности. У нас после терактов даже награждают. Это нормально?
Г.С.: Если ставить вопрос по-крупному, то вы правы. В силовых структурах не было серьезных отставок. На мой взгляд, руководители правоохранительных органов, в первую очередь МВД, должны нести ответственность. Ведь сегодня им грех обижаться. По крайней мере, те суммы, которые они запрашивают в бюджете, им выделяются. Другой вопрос, что там образовался дефицит специалистов. Во время бесконечных реорганизаций многие профессионалы ушли – из-за унижений, нестабильности, низких зарплат и страшных перегрузок. Милиция часто переходит на круглосуточный режим работы, хотя люди не получают за это отгулов или какой-то высокой зарплаты. У них нет стимулов для эффективной и качественной работы. Словом, государство делает вид, что платит, а люди делают вид, что работают. Сегодня все упирается в кадры. Смешно, когда участковому платят 6-7 тыс. руб. и требуют, чтобы он чуть ли не в лицо знал каждого проживающего на его территории. У нас разрушена и агентурная сеть, что не прибавляет плюсов в работе правоохранительной системы.
"Y": Недавно один из представителей властей Грузии заявил, что политика России вообще не поддается никакой логике. Как бы вы охарактеризовали российскую политику на постсоветском пространстве?
Г.С.: За годы существования СНГ мы так и не стали ближе друг другу, хотя есть очень хорошие основополагающие документы, работает межпарламентская ассамблея СНГ, существуют исполнительные структуры, совет глав государств. Но не сделано главное, ради чего создавался СНГ. Мы хотели иметь общий рынок, поскольку экономики республик были переплетены. Но в каждой стране пожелали рубить по живому, запутывать интеграционные схемы и закрывать предприятия. Разрушили все, что можно. Отдельную политику выстраивает Грузия, отдельную – Армения, Азербайджан и другие. В идеале законы экономического блока республик должны состыковаться хотя бы на 90%. Но этого нет.
Что касается Грузии, Тбилиси не скрывает своего раздражения в адрес России, в первую очередь, из-за Абхазии. Мы заявили, что не собираемся бросать эту республику. Это наше приграничье, а больше половины жителей Абхазии стали российскими гражданами. Мы призываем решить проблему цивилизованным путем, сев за стол переговоров. В беседах тет-а-тет грузинские политики демонстрируют понимание и адекватность, но стоит им добраться до международной трибуны, как Россия обвиняется во всех грехах. К сожалению, это стиль многих грузинских руководителей. Кстати, Зураб Жвания, которого я хорошо знал, такого себе не позволял. Он мог вести жаркие дискуссии, не обходил острых углов во время переговоров, но всегда после соблюдал достигнутые в их ходе договоренности, не махал кулаками с трибун.
Если быть трезвым политиком, то нужно признать, что без России Грузия жить не может. Но в Тбилиси никто этого не говорит. Стыдно, что все грузинские министры, высшие госчиновники получают зарплату из фонда Сороса. Что это за государство, если люди живут в Тбилиси за счет родственников в Москве? Представьте, что мы все жестко перекроем, включая потоки денег, введем ограничение на работу и депортацию на родину. Кто пострадает в первую очередь? Уж никак не Россия. Так зачем нас так надо задирать? От Грузии требуются цивилизованные партнерские отношения. И не стоит политиканствовать.
"Y": После того, что произошло на Украине, возможен ли экспорт "оранжевой", "каштановой" или иной революции в Россию?
Г.С.: У нас не будет ни "ситцевой", ни "каштановой" революции, а вот революция пустых кастрюль не исключена. И она не будет принесена извне. Если мы будем так безразлично смотреть на рост числа нищих людей и ничего не изменится, то марши пустых кастрюль станут реальностью. Этого не должны допустить ни президент, ни правительство, ни парламент.
"Y": Более 15 лет Россия живет в идеологическом вакууме, у нас нет национальной идеи. По вашему мнению, какие идеи следует поставить во главу угла ради вывода страны из кризиса?
Фото Сергея Грузинцева |
"Y": Сразу вспоминаются обещания времен Горбачева – об отдельной квартире для каждой московской семьи. Если честно, то пятилетка борьбы с бедностью выглядит нереально...
Г.С.: Все это реально. Реально платить пенсию, чтобы она была не ниже прожиточного минимума? Реально. Минимальная пенсия тогда должна составлять примерно 3500 руб. Это можно сделать, как и установить минимальную зарплату в 2,5 прожиточных минимума. И это возможно, потому что сегодня на нас льется золотой нефтяной дождь. Вот только кто пользуется его плодами? Мы набиваем сундук, который называется Стабилизационным фондом, загоняем его в беспроцентные кредиты в западные банки и ничего оттуда толком взять не можем. Я считаю, что львиную долю денег из этого сундука нужно пустить на инвестиционные проекты, вложить средства в нашу экономику. Вот Жорес Алферов обращался к Грефу с предложением построить в Питере предприятие, которое будет работать на технологиях будущего, и получил ответ: дескать, нет, сегодня власть не бросает государственные деньги на какие-то промышленные объекты. Вот в чем глупость нашего правительства, направляющего деньги на "штопанье дыр", не создающего рабочих мест, не использующего потенциал ученых, не реализующего их изобретения. Мы только копим проблемы, и потом пытаемся их судорожно разрешать.
Учитель по первичной ставке после института в России получает 1200 рублей! А министр образования Фурсенко заявляет, что наши педагогические вузы перепроизводят количество учителей. То есть, в правительстве даже подбираются к проблеме не с того боку. Дело не в педагогическом вузе, а в самой системе педагогического образования. Можно выпускать блестящих учителей, но за 1200 руб. никто в школу не пойдет, потому что учителю будет нечем даже оплатить проезд. И не все регионы могут позволить себе поднимать зарплату педагогам.
"Y": Недавно Михаил Горбачев заявил: "Мы должны остановить разрушительную работу правительства в сфере образования, науки и медицины". Вы согласны с таким утверждением?
Фото Сергея Грузинцева |
Зурабова я считаю либералом, который еще Грефу даст фору. Все ахнули, услышав, что в результате административной реформы Министерство труда и социального развития сливается с Минздравом и на эту структуру ставится человек, немножко поработавший в Пенсионном фонде. Причем, человек этот показал, что и в пенсионных делах не особо разбирается – помните историю с той самой накопительной частью, которую поспешно определили одному возрасту, а затем так же и отменили? Словом, у нас в стране появилось много экспериментаторов, готовых совершенно искренне, как они считают, делать полезное. При этом у России нет курса на построение социального государства, богатые через систему налогов не поддерживают бедных. Сегодня не могут создать средний класс. У государства нет понимания того, что надо делать. Куда плывет Россия? В связи с принятием 122-го закона государство работает в режиме "скорой помощи". Сейчас пойдут поправки в бюджет, на что будут брошены дополнительные средства.
"Y": Как получилось, что в России представители бизнеса так лихо становятся госчиновниками, занимаются вопросами управления страной?
Г.С.: Некоторые крупные бизнесмены идут в политику от скуки, ради повышения уровня своего самообразования, для эффективного развития своего бизнеса. Бизнесмену нужен политический опыт на практике, чтобы законы поддерживали его дело. Хорошо бы, если такие люди думали не только о своем бизнесе и своей отрасли.
"Y": Можно ли, на ваш взгляд, все происходящее сегодня в стране рассматривать через призму процесса смены элит и, в частности, образования новой касты олигархов?
Г.С.: Так называемые старые олигархи успокоились. Одни сбежали за границу, другие работают здесь, понимая, что шутки с законодательством плохи. Кто шутит, тот найдет себе место там, где нашел его Ходорковский. То есть олигархи поставлены в некоторые рамки. Но подрастает новая плеяда. В администрации президента сидят главы советов директоров крупнейших компаний. Надо быть слепым, чтобы не понимать: система порождает новую олигархию, новые связи, создает неравные условия для бизнесменов, делая кого-то особо приближенными к власти.
"Y": Как изменить эту систему?
Г.С.: Нужно рубануть, да и все... Президенту надо открыть глаза. Когда ты видишь, что рождается новая олигархия, нужно стряхнуть все эти побрякушки. У нас есть, кому осуществлять функции контроля: существуют Налоговая служба, финансовая разведка, прокуратура и милиция. Но зачем контроль подтягивать к администрации президента? Что, так удобнее разруливать отрасли через посредников? Каким бы умным и организованным ни был президент, он все равно не уследит за всем. Это бесспорно. Так простор для олигархии сохраняется.
"Y": При тех возможностях и рычагах, которыми обладает администрация президента, что в реальности остается в компетенции правительства?
Г.С.: Нынешняя модель все больше напоминает американскую. У них же есть министры, но нет главы правительства. Эти функции осуществляет президент с Белым домом. Вот и у нас фактически дублируется такая модель – правительство есть, а все делает президент и его администрация, дублирующая министерства.
"Y": Как вы оцениваете кремлевскую инициативу с назначением губернаторов?
Г.С.: Такая система имеет право на жизнь и не противоречит Конституции. Но лично я ожидал, что будет все по-другому, что кандидаты будут "просвечены", как рентгеном, на предмет связи с преступными группировками и различными кланами. Первым человеком, назначенным по новой системе, стал губернатор Приморского края Дарькин. Простите, но я начитался о нем, его семье, о том, как он делал карьеру. Все это не опровергнуто в судах. Каким слепым должен быть представитель президента в Дальневосточном округе, чтобы снова рекомендовать Дарькина на эту должность? Получается, что "рентген" испорчен.
Таких ли назначений мы ждали? Конечно, нет. Круг людей остался прежним. Только теперь они будут еще больше подчинены администрации президента. Пока не было случая, чтобы обсуждались две-три кандидатуры на пост губернатора или главы администрации региона. Публичных обсуждений нет, в ходу подковерная интрига. Поэтому сегодня люди, которым остается до выборов два-три года, подают заявления о переназначении.
Фото Сергея Грузинцева |
"Y": Кроме пародистов, в России власть штурмуют генералы...
Г.С.: У нас любой генерал, который избирался во власть, прямо или косвенно поддерживался президентскими структурами. Я же считаю, что генерал должен быть в казарме, там же, где и солдат. Генералов учат для другого, у них иные психология и система подготовки. Наши генералы – исполнители приказов. Когда генерал резко меняет профиль деятельности, то садится в лужу, и не потому, что плохой. К новой роли его никто не готовил, и, становясь вдруг главой исполнительной власти, он получает совершенно незнакомые функции. Это все равно, как человека, не знающего иностранного языка, направляют преподавать французский.
"Y": И последний вопрос. Как бы вы охарактеризовали текущее положение дел в стане левой оппозиции?
Г.С.: Меня поражает, что у нас в стране работа по партстроительству идет сверху, а не так, как в нормальном государстве, от общественных организаций, которые затем превращаются в партии. У нас же все по-другому. Вот придумали "Единую Россию" – партию бюрократов, чиновников и карьеристов, как я ее называю. У нее нет никаких перспектив, поскольку отсутствует идеология. Они называют себя партией центра. Но какие же они центристы? "Единая Россия" больше похожа на правую партию. Ей без году неделя, но она уже заявляет о расстановке кадров, формировании кабинета министров и ответственности за происходящее в стране. Это партия зазнаек. Они произносят громкие слова пока остаются при должностях. Но если их завтра не окажется в Думе, Совете Федерации, администрациях субъектов Федерации, они станут искать новую партию, желательно, власти, потому что там – деньги, полномочия и хотя бы видимость авторитета. Мой прогноз: "Единая Россия" повторит судьбу партии "Наш дом Россия". Если на следующие выборы они пойдут в том же варианте, в котором существуют сейчас, их ждет полный провал.
Сейчас мы говорим о создании коалиции "Патриоты России". В нее уже вошли 9 партий, включая и нашу Партию возрождения России. Смысл этой коалиции заключен в создании мощной единой левоцентристской партии, которая смогла бы конкурировать с той же "Единой Россией" и либералами. Мы придерживаемся норм социального государства и идем к созданию социалистической или же социал-демократической партии европейского типа. Дело в том, что хорошее название украдено Горбачевым, с которым никто кооперироваться не будет. Где Горбачев, там поражение. Но суть не в названии. Главное – идеология и массовость. Нам мало преодолеть 7%-ный барьер в Думу, мы рассчитываем, как минимум, процентов на 20, и тогда сможем влиять на политику государства. Мы – государственники, и понимаем, что нужно поднимать Россию.
"Y": Каким образом вы строите и намерены строить отношения с КПРФ?
Г.С.: Зюганов превращает КПРФ в партию сектантов, не входит ни в какие союзы. Сейчас они разбираются с ВКПБ по поводу того, кто из них имеет больше прав претендовать на того избирателя, который всегда голосовал за единую компартию. Но их разборки приведут к тому, что они не наберут и 7% голосов. А Геннадий Андреевич, к несчастью для КПРФ, до сих пор этого не понимает. Слышатся крики бабушек, его сторонниц: "Не трогайте Зюганова!". На самом деле его давно уже никто не трогает. Он сам тихо убивает партию.
"Y": Спасибо за интервью.
Беседовал Юрий Котенок
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности