Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Турецкий гамбит
Россия, 2004
Режиссер: Джаник Файзиев
В ролях: Егор Бероев, Ольга Красько, Александр Балуев, Владимир Ильин, Александр Лыков, Дмитрий Певцов, Гоша Куценко, Даниэль Ольбрыхский и др.
Фото: gambitfilm.ru |
В общем, закручивается невероятная история, которую большинство зрителей прочли в свое время с упоением. Считается, что "Турецкий гамбит" – самая слабая вещь из фандоринской серии Просто во втором романе главное действующее лицо – тетенька. А поскольку обаяние его героя ни с кем не сравнимо в новейшей русской беллетристике, многие не понимают, зачем нужна эта мадемуазель, когда за ней стоит такой красавец с седыми висками. Не поняли этого и авторы фильма, хотя в написании, вернее, существенной переработке сценария принимал участие Григорий Шалвович Чхартишвили лично. Это вообще его непременное условие для прав на экранизацию, и, по моему глубокому убеждению, его главная ошибка и ошибка продюсеров.
Человек, придумавший Фандорина, не дает никому из режиссеров широко вздохнуть и сделать нечто, отличающееся от скрупулезно-въедливого писательского взгляда на своих героев. Известно, что Чхартишвили крайне заинтересованно, прямо-таки болезненно относится к мелким деталям быта, одежды, обстановки, обмундирования и прочего антуража описываемой им эпохи. Все это в фильме Джаника Файзиева выпукло, все это радует глаз. И только. Первые 30 минут из двух с лишним часов.
Фото: gambitfilm.ru |
Как ни старается Ольга Красько в роли Варвары, меняя наряды и прически в походных условиях действующей армии, что фрейлина при дворе, изобразить чувство к своему невольному покровителю с седыми висками, как ни пыжится генерал Соболев в исполнении Александра Балуева продемонстрировать удаль героя Плевны, ничего, кроме масок в их стандартно-сериальном изводе, мы не видим. Сказанное относится в равной мере ко всем без исключения персонажам, включая главного героя.
Нет, Егор Бероев вполне себе красив для этой роли, но совершенно пуст, как тот воздушный шар, на котором они с Красько весьма ненатурально терпят бедствие. А уж когда боевой генерал русской армии начинает буквально орать на Самодержца, все становится окончательно ясно с режиссурой этого проекта. Для того, чтобы – нет, не говорю создать мир, придумать своего Индиану Джонса (а эстетика нашего нового кинематографа ничего новее спилберговских трюков да трехмерной компьютерной графики пока не вмещает) – просто одухотворить действующих лиц, придать им какой-никакой характер, заставить изобразить на лицах чуть более сложную эмоцию, чем ужас перед летящей на голову бомбой, надо иметь хотя бы подобие режиссерской концепции. Когда этого нет, фильм превращается в демонстрацию достижений костюмерного цеха, и главными героями можно смело назвать дублеров и каскадеров, к работе которых и вправду претензий нет.
Фото: gambitfilm.ru |
И вторая часть: детективная, развлекательная. Тут, как ни крути, большие проблемы. К середине фильма все сюжетные линии сливаются в бесконечно унылую, малоинтересную и совершенно неправдоподобную (поскольку Акунин все же претендует на квазидостоверность) сказку про белого бычка, в роли которого русско-турецкая война. Интеллектуальное противостояние русского сыщика и османского шпиона начисто уступает место трюкам и вставным номерам: дуэль, маскарад, стычка с врагом, батальная сцена, демонстрация достижений технической революции и так далее... Все куда-то бегут, кричат, поголовно влюбляются в оду и ту же красотку, мечутся по экрану как укушенные, а за всем этим в полный рост встает одно слово: тоска. К концу фильма, как и положено у двоечников, действие ускоряется неимоверно, и в последние минут 10, по лучшим калькам голливудских триллеров, все нити распутываются, герои бьют друг другу морду и Добро побеждает Зло. Остается немой вопрос, как в том анекдоте: эй, казак, что сказать хотел? "Я Ленина видел!". Ну-ну.
Стоило затевать такую дорогостоящую байду, если ровным счетом ни у кого, кроме Акунина, нету в голове никаких собственных мыслей по поводу происходящего, а лишь голая киношная техника? На мой взгляд, в таких случаях надо радикально менять стиль взаимодействия режиссера с текстом. Выгнать к черту из сценаристов уважаемого беллетриста, выкупить у него права и попытаться сделать из куклы-Фандорина сыщика с душой. Ведь когда-то мы сняли непревзойденного, практически лучшего Холмса с Ватсоном... А какой комиссар Мегрэ в исполнении Тенина, а ведь то был спектакль!
Фото: gambitfilm.ru |
Ну да ладно, зрителей, как говорится, полный стадион, немыслимое число копий сделано, раскрутка – дай Бог всякому, патриотичность опять же на высоте... Но – сплошное разочарование. Музыка, правда, ничего. Говорят, саундтрек – уже в продаже.
Ситуация резко обострилась