Фандорина вывезли на голой технике

В прокат с приличествующей помпой вышел "Турецкий гамбит". Все куда-то бегут, кричат, поголовно влюбляются в одну и ту же красотку, мечутся по экрану как укушенные, а за всем этим в полный рост встает одно слово: тоска

Турецкий гамбит
Россия, 2004
Режиссер: Джаник Файзиев
В ролях: Егор Бероев, Ольга Красько, Александр Балуев, Владимир Ильин, Александр Лыков, Дмитрий Певцов, Гоша Куценко, Даниэль Ольбрыхский и др.


Фото: gambitfilm.ru



Начинается все очень хорошо. Огромное поле с подсолнухами, воздух рассекают пули, и Эраст Петрович Фандорин, этот Джеймс Бонд позапрошлого века, меткими выстрелами валит преследователей в красных фесках. Под замечательную этно-вещицу Горана Бреговича "Ederlezi" наш секретный агент, видом до боли напоминающий героя Кайла Маклохлана из "Твин Пикс", проникает фантастическим образом в ставку врага, и там...

В общем, закручивается невероятная история, которую большинство зрителей прочли в свое время с упоением. Считается, что "Турецкий гамбит" – самая слабая вещь из фандоринской серии Просто во втором романе главное действующее лицо – тетенька. А поскольку обаяние его героя ни с кем не сравнимо в новейшей русской беллетристике, многие не понимают, зачем нужна эта мадемуазель, когда за ней стоит такой красавец с седыми висками. Не поняли этого и авторы фильма, хотя в написании, вернее, существенной переработке сценария принимал участие Григорий Шалвович Чхартишвили лично. Это вообще его непременное условие для прав на экранизацию, и, по моему глубокому убеждению, его главная ошибка и ошибка продюсеров.

Человек, придумавший Фандорина, не дает никому из режиссеров широко вздохнуть и сделать нечто, отличающееся от скрупулезно-въедливого писательского взгляда на своих героев. Известно, что Чхартишвили крайне заинтересованно, прямо-таки болезненно относится к мелким деталям быта, одежды, обстановки, обмундирования и прочего антуража описываемой им эпохи. Все это в фильме Джаника Файзиева выпукло, все это радует глаз. И только. Первые 30 минут из двух с лишним часов.


Фото: gambitfilm.ru

Когда же зритель насмотрится эффектных трюков, которыми пестрит телевизионный ролик (и все это есть в картине, кто б спорил, есть много больше), ему, зрителю, хочется Истории. Хочется не мультяшных образов, а живых человеков. Того, чем русская литература, да и кино, в общем-то, славились всегда. А тут на каждый сантиметр экрана столько всяких мелочей, в каждом кадре хотя бы одна "звездочка" киношная да мелькнет, пусть в секундном эпизоде, а человеком выглядит разве что Дмитрий Певцов в роли Зурова. И не говорите, что таковы законы жанра.

Как ни старается Ольга Красько в роли Варвары, меняя наряды и прически в походных условиях действующей армии, что фрейлина при дворе, изобразить чувство к своему невольному покровителю с седыми висками, как ни пыжится генерал Соболев в исполнении Александра Балуева продемонстрировать удаль героя Плевны, ничего, кроме масок в их стандартно-сериальном изводе, мы не видим. Сказанное относится в равной мере ко всем без исключения персонажам, включая главного героя.

Нет, Егор Бероев вполне себе красив для этой роли, но совершенно пуст, как тот воздушный шар, на котором они с Красько весьма ненатурально терпят бедствие. А уж когда боевой генерал русской армии начинает буквально орать на Самодержца, все становится окончательно ясно с режиссурой этого проекта. Для того, чтобы – нет, не говорю создать мир, придумать своего Индиану Джонса (а эстетика нашего нового кинематографа ничего новее спилберговских трюков да трехмерной компьютерной графики пока не вмещает) – просто одухотворить действующих лиц, придать им какой-никакой характер, заставить изобразить на лицах чуть более сложную эмоцию, чем ужас перед летящей на голову бомбой, надо иметь хотя бы подобие режиссерской концепции. Когда этого нет, фильм превращается в демонстрацию достижений костюмерного цеха, и главными героями можно смело назвать дублеров и каскадеров, к работе которых и вправду претензий нет.


Фото: gambitfilm.ru

Таким образом, наш "Турецкий гамбит" разбивается на две неравные части. Ознакомительную: можем и мы, если захотим, снимать в стиле роликов MTV полный метр с бесконечными падениями в мысленную пропасть, когда камера лихо проносится по сосудам головного мозга. Когда на выходе – оцифрованные трехмерные картинки. Можем очень натурально, даже с пафосом демонстрировать достижения в создании батальных сцен. До успехов Би-би-си далековато, но уже не хуже, чем южные корейцы, с этим делом справляемся. Молодцы. Историзм костюмов тоже выше всяких похвал. Это – получается.

И вторая часть: детективная, развлекательная. Тут, как ни крути, большие проблемы. К середине фильма все сюжетные линии сливаются в бесконечно унылую, малоинтересную и совершенно неправдоподобную (поскольку Акунин все же претендует на квазидостоверность) сказку про белого бычка, в роли которого русско-турецкая война. Интеллектуальное противостояние русского сыщика и османского шпиона начисто уступает место трюкам и вставным номерам: дуэль, маскарад, стычка с врагом, батальная сцена, демонстрация достижений технической революции и так далее... Все куда-то бегут, кричат, поголовно влюбляются в оду и ту же красотку, мечутся по экрану как укушенные, а за всем этим в полный рост встает одно слово: тоска. К концу фильма, как и положено у двоечников, действие ускоряется неимоверно, и в последние минут 10, по лучшим калькам голливудских триллеров, все нити распутываются, герои бьют друг другу морду и Добро побеждает Зло. Остается немой вопрос, как в том анекдоте: эй, казак, что сказать хотел? "Я Ленина видел!". Ну-ну.

Стоило затевать такую дорогостоящую байду, если ровным счетом ни у кого, кроме Акунина, нету в голове никаких собственных мыслей по поводу происходящего, а лишь голая киношная техника? На мой взгляд, в таких случаях надо радикально менять стиль взаимодействия режиссера с текстом. Выгнать к черту из сценаристов уважаемого беллетриста, выкупить у него права и попытаться сделать из куклы-Фандорина сыщика с душой. Ведь когда-то мы сняли непревзойденного, практически лучшего Холмса с Ватсоном... А какой комиссар Мегрэ в исполнении Тенина, а ведь то был спектакль!


Фото: gambitfilm.ru

На подходе фильм Филиппа Янковского "Статский советник", трейлер которого демонстрируется перед "Гамбитом". Там играют Олег Меньшиков, и Никита Михалков, и все звезды, но чует мое сердце, ничего принципиально нового мы опять не увидим. Почему Никита Сергеич дает деньги под эти проекты (они сняты при участии его студии "ТриТэ"), а сам никак не возьмется за Акунина, хоть и обещал? Я теряюсь в догадках. Возможно, именно в силу того, что как автор не желает писательского диктата, не хочет связываться с литератором, поскольку они художники примерно в одну силу.

Ну да ладно, зрителей, как говорится, полный стадион, немыслимое число копий сделано, раскрутка – дай Бог всякому, патриотичность опять же на высоте... Но – сплошное разочарование. Музыка, правда, ничего. Говорят, саундтрек – уже в продаже.

Читайте также

Выбор читателей