Народный гнев потушат мощным креативом

Процесс монетизации нуждается в "специальной креативной кампании". Это такая штука, которая нужна для того, чтобы подать некий товар в совершенно неожиданном и, в связи с этим, особо привлекательном виде




Глава федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский вчера совершенно серьезно предложил российскому правительству объявить тендер на проведение "креативной кампании", которая обеспечила бы "разъяснительную работу" при реализации закона о замене льгот компенсациями. Предложение было сделано на совещании у премьер-министра, посвященном реализации закона о льготных выплатах.

Вот уж, казалось бы, чем-чем, а разъяснительной работой средства массовых коммуникаций российский народ не обидели. Всю прошлую весну-лето – пока в Думе шли дебаты на предмет злополучного закона – государственные телеканалы транслировали сюжеты про пенсионеров, которые страшно рады будут получить льготы "натурой". Да и сам г-н Сеславинский признал, что с сентября идет "плановая работа по информированию граждан" государственными СМИ и в количественном плане наращивать ее нет никакого смысла. В бывшем Минпечати, передает радиостанция "Эхо Москвы", даже подвели итог своеобразного соцсоревнования. Среди телеканалов, к примеру, безусловным лидером оказалась "Россия" – 251 репортаж, в то время как "Первый" – всего 94. Так что в эту кашу добавлять масла, пожалуй, действительно смысла не имеет.

Сеславинский вел речь совсем о другом: о необходимости сопровождения процесса монетизации "специальной креативной кампанией". Для непосвященных: "специальный креатив" – это штука, которая нужна для того, чтобы подать некий товар (пусть даже совершенно посредственного качества) в совершенно неожиданном и, в связи с этим, особо привлекательном виде. Ну, например, для того, чтобы продвинуть совсем уже больного дедушку Ельцина на вторых выборах, был изобретен совершенно выдающийся специальный креатив "голосуй, или проиграешь". Равных ему по силе новейшая история России, пожалуй, не знает. Михаил Сеславинский дал понять, что ему известны два-три "серьезных игрока" среди крупных пиар-компаний, которые способны кое-что предложить. Вспоминается старый анекдот про хомяка, который объясняет крысе, почему его все любят, а вот крысу – нет: "Это у тебя пиар плохой".

Примечательно, что предложение было сделано не где-нибудь, а на заседании правительства, где обсуждался ход реализации пресловутого 122-го закона. На фоне нарастающего социального кризиса отчеты министров выглядели нарочито бодро. Базовый размер пенсии возрастет на 240 рублей. Регионы вот-вот получат дотации на компенсации транспортных расходов льготникам, целых 50 руб. в расчете на человека (5 регионов имели нахальство не согласиться с такой оценкой стоимости проезда и затребовали больше). Очень похоже на то, что скудный дождик госдотаций уже не в состоянии повлиять на полыхающий социальный пожар. А губернатор Томской области Виктор Кресс напомнил министрам, что помимо множества сохраняющихся проблем со льготами (например, у него в области подходят к концу запасы лекарств, которые должны выдаваться бесплатно, а новые поставки покрывают потребность лишь на треть), грядет новая беда. Вот-вот граждане получат первые счета за жилье по новым тарифам, изрядно разогретым реформой ЖКХ, и это вызовет еще одну волну недовольства. Министру регионального развития Владимиру Яковлеву вчера было поручено проанализировать возможные недоработки федеральных властей в сфере социальной политики, но понятно, что исправлять эти недоработки придется, когда станет уже совсем горячо.

Совершенно ясно, что в этой ситуации просто "нейтральных" сюжетов про работу правительства на благо российских льготников явно недостаточно. Тут действительно нужен креатив уровня "голосуй, или проиграешь". Не то, чтобы государственные ведомства до сих пор брезговали привлекать пиар-компании к решению своих, узковедомственных вопросов – очень даже часто привлекают. Но обычно это не афишируют. Тот факт, что об этом было сказано с высокой трибуны, лишний раз свидетельствует: в кабинете министров прекрасно осознают критичность ситуации. В случае усугубления кризиса отставка правительства остается одним из наиболее оптимальных "вариантов отхода" – то есть спасения рейтинга уже президента.

На этой неделе многие наблюдатели заговорили о том, что путь этого отхода предусмотрительно мостит оппозиция: коммунисты всерьез взялись собирать подписи под требованием объявить вотум недоверия правительству. Впрочем, это никого не удивило, а вот тот факт, что к кампании присоединилась фракция "Родина" (чей лидер Дмитрий Рогозин известен своими связями в Кремле) уже требовалось как-то объяснить. С голосами независимых депутатов эти фракции имеют все шансы набрать требуемое количество подписей – их должно быть минимум 90. Вчера первый зампреда ЦК КПРФ Иван Мельников объявил, что на первом заседании Думы было собрано 77 подписей. По прогнозам, остальное успеют набрать за неделю, которая отводится депутатам для работы в регионах. В КПРФ рассчитывают, что соответствующее обращение будет представлено на Совет Думы уже в следующий понедельник.

Тем временем в "Родине" времени даром не теряли и объявили голодовку в знак солидарности с митингующими трудящимися. На улицы партия, как грозился накануне Дмитрий Рогозин, пока народ не выводит, но зато смогла предложить избирателям своего рода креатив: голодают депутаты в режиме реалити-шоу. Благодаря установленной в думском кабинете Рогозина веб-камере это зрелище доступно любому посетителю сайта партии. Разумеется, шоу сильно уступает ТВ-аналогам (в кабинете собрались представители только одного пола, да к тому же, обессиленные голодовкой, парламентарии ведут малоподвижный образ жизни). Однако наличие в кампании креатива отрицать сложно – так же, как и подсчитать количество очков, которое она принесет. Большинство экспертов склоняются к тому, что правительство отправят в отставку не сейчас, а ближе к лету – столько депутаты на воде не просидят.

С другой стороны, прогнозы далеко не всегда оправдываются в такой стране, как Россия. В прошлом году, согласно данным опроса, проведенного аналитическим центром Юрия Левады*, 70% москвичей считали маловероятной перспективу массовых выступлений населения против падения уровня жизни, и только 19% считали подобное возможным. Готовность присоединиться к выступлениям выразили лишь 9% опрошенных, а 82% были убеждены, что на улицы не пойдут.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей