Общественный интерес против государственного

Сегодня нижняя палата парламента займется Общественной. Скоро в стране появится новенький "инструмент согласования интересов граждан, общественных объединений и госорганов". Видимо, интересы у всех разные – иначе что там согласовывать?




Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении президентский законопроект "Об Общественной палате РФ". Неожиданностей не предвидится. Еще на прошлой неделе, подводя итоги четырехчасовых парламентских слушаний, посвященных концепции законопроекта, глава думского комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергей Попов бодро пообещал: "Мы 22 декабря в Госдуме примем этот законопроект в первом чтении в том виде, в каком он был внесен, и потом в течение месяца доработаем его ко второму чтению с учетом высказанных предложений и пожеланий". Таким образом, концептуальным положениям законопроекта пока ничего не грозит.

Согласно предложенному плану формирования палаты, президент выберет 42-х особо заслуженных перед государством и обществом кандидатов. Те, в свою очередь, по конкурсу (критерии конкурса им предлагается придумывать самим) отберут еще 42-х представителей общероссийских общественных объединений. Потом в федеральных округах пройдут конференции, где выдвинут кандидатов от региональных и межрегиональных объединений. И из этой массы уже отобранным 84-м членам палаты придется выбрать еще 42-х коллег. Таким образом, в общей сложности получится 126 человек, которые займутся привлечением граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, экспертизой законодательства (по наиболее важным для населения вопросам), контролем за деятельностью федеральных органов, а также выдвижением "гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений".

Работа палаты будет строиться по тому же принципу, что и работа Госдумы. Представители общественности будут собираться на пленарные заседания не реже двух раз в год, создадут разные комиссии и рабочие группы, получат собственный аппарат (разумеется, содержать его будут за счет казны: в правительстве уже прикидывают, как ввести соответствующую строку расходов в сверстанный бюджет на следующий год). Кроме всего прочего, им гарантируется не менее часа в эфире государственных теле- и радиокомпаний еженедельно. Впрочем, результаты всей этой бурной деятельности – если вести речь о решениях палаты – будут носить всего лишь рекомендательный характер.

Зато именно Общественной палате отводится роль главного агитатора, пропагандиста и организатора во всех вопросах, которые касаются российского "гражданского общества". Потому что, по новому закону, ей поручается вести "сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений". Кроме того, Общественная палата организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни, а также "доводит до сведения граждан РФ информацию об инициативах". И даже готовит ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в нашей стране.

Между тем представители этого самого гражданского общества имеют довольно серьезные претензии к предложенному формату диалога с властью. Например, в Институте прав человека отмечают, что предложенная система отбора свидетельствует: самому гражданскому обществу право формировать Общественную палату просто не доверено. "Формирование сверху является неуважением к гражданскому обществу и действующим по всей стране организациям, – убежден президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. – Если палата – это декорация на вертикальной мачте управляемой демократии, еще один муляж, то законопроект хорошо будет работать. Но если мы говорим о создании реальных механизмов диалога гражданского общества и власти, то законопроект требует серьезной доработки".

Впрочем, вопросы возникают не только у представителей этого самого гражданского общества. "Не даны определения используемых в законопроекте понятий ("общественный контроль", "общественная экспертиза")" – отмечается в заключении правительства. Кроме того, здесь считают, что не мешало бы "дополнительно проработать вопрос о правовом статусе Общественной палаты, которая согласно статьям 1 и 26 законопроекта является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, но при этом имеет аппарат в форме государственного учреждения".

Впрочем, возможно, по замыслу авторов законопроекта понятие "общественный контроль" и не должно поддаваться расшифровке. Ведь на самом деле контрольных функций для Общественной палаты не предусмотрено – если не считать права запрашивать проекты законов в государственных органах и давать рекомендации по результатам изучения этих документов. Зато полномочия позволяют ей выступать с инициативами от лица всего "гражданского общества". Может быть, именно это от нее и требуется?

Выбор читателей