Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В последние годы мы приняли немало различного рода концепций и доктрин государственной политики, честно признался Иванов. Такие документы вроде бы тоже нужны. Однако в итоге сегодня мы имеем множество документов, зачастую повторяющих и дублирующих друг друга и не сложенных в целостную систему.
В нынешнем ее виде Концепция национальной безопасности (первый вариант писался еще при Ельцине, вторую редакцию Владимир Путин утверждал в бытность и.о. президента) никак не может считаться документом прямого действия. Это просто такое изложение системы взглядов руководства страны на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от всех возможных внешних и внутренних угроз. Довольно расплывчатые формулировки предоставляют чиновникам, политикам и общественным деятелям великолепную возможность ссылаться на сей концептуальный документ как на истину в высшей инстанции. Впрочем, кто же станет спорить по поводу приоритета демократических ценностей, общественного согласия, территориальной целостности или даже упрочения позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира? Но на этот раз, по словам И.Иванова, Концепция национальной безопасности должна стать основой для принятия стратегических решений в государственном управлении. Для этого, объяснил он, прежде всего нужен документ, который четко определяет приоритеты и стратегические планы государства в сфере обеспечения национальной безопасности на обозримую – лет так 10 или 15 – перспективу. (Со времен СССР, посетовал глава Совбеза, в России утрачен институт стратегического планирования.) Далее следует очертить круг реальных угроз Российской Федерации, чтобы сконцентрировать против них все ресурсы государства. И, наконец, необходим эффективно работающий механизм управления процессами обеспечения национальной безопасности.
Круг реальных угроз, в принципе, уже очерчен: международный терроризм объявил нам войну, и именно он становится врагом №1 на ближайшее обозримое будущее. Про эффективный механизм г-н Иванов тоже обмолвился. Новые вызовы, прежде всего со стороны международного терроризма, агрессивного национализма и сепаратизма, а также учащение техногенных катастроф предъявляют принципиально иные требования к системе внутренней безопасности страны. Необходимо нормативно закрепить комплексное понятие и классификацию различных режимов внутренней безопасности по шкале от нормального до чрезвычайного положения. Нормативная неурегулированность в этой сфере может привести как к неготовности к системному реагированию на угрозы и вызовы, так и к волюнтаризму, могущему привести к необоснованным ограничениям демократии и прав граждан.
Тут стоит вспомнить, что закон о противодействии терроризму, разработанный на основе коллективных предложений спецслужб, уже на подходе. Именно концепция этого закона предусматривает многоуровневую систему режимов безопасности от чрезвычайного положения до более простых режимов, введение которых не потребует долгих парламентских процедур, зато позволит основательно ограничивать права граждан. На свободу передвижения, например. В соответствии с этой концепцией руководство главным антитеррористическим органом – Федеральной антитеррористической комиссией – переходит непосредственно к президенту. Так что любой волюнтаризм при ограничении демократии (обоснованном, само собой) исключается.
Впрочем, на военные рельсы предстоит переводить и экономику. "Надо признать, что в современных условиях наиболее узким местом среди всего комплекса факторов является экономический, – объяснил Иванов. – Совершенно очевидно, что успешное решение поставленной президентом задачи удвоения ВВП в решающей мере будет зависеть от выработки соответствующей экономической доктрины, предполагающей ускорение экономического роста России". Выбор такой доктрины должен быть предметом политического решения.
Кроме того, в Совете безопасности озабочены количественным и качественным состоянием трудовых ресурсов. То есть налицо демографический кризис, а также острая нехватка образованных и инициативных людей. Это, по мнению Иванова, комплексная политическая проблема, затрагивающая сами основы социальной системы. Похоже, есть основания опасаться, что миграционная политика развернется лицом не только к въезжающим в страну гастарбайтерам – это уже произошло, – но и к выезжающим из страны в поисках лучшей доли россиянам.
На самом деле ничего принципиально нового г-н Иванов вчера не сказал. Те, кто имеет привычку внимательно слушать выступления президента, наверняка заметят, что основные тезисы позаимствованы из последнего послания Федеральному собранию и обращения к нации, сделанного после Беслана. Стратегические цели уже намечены. Доктрина существует, причем это совсем не та доктрина, что вывешена на сайте Совета безопасности. "Существующая Концепция во многом отражает уже бывшую, а не нынешнюю политическую, экономическую, социальную и военную реальность, – признает Иванов. – Настало время внести ясность, на каком же этапе мы находимся и каковы наши главные целевые установки".
Действительно, хорошо бы. Пока, кажется, единственное, что не внушает г-ну Иванову опасений, это становление государственности России и ее политическая безопасность. С этим у нас все в порядке.
Основные концептуальные документы в области национальной безопасности России:
Концепция национальной безопасности. Утверждена президентом 10 января 2000 года. Характеризуется как система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена указом президента 21 апреля 2000 года. Описывается как совокупность установок, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена 9 сентября 2000 года. Считается документом, развивающим Концепцию национальной безопасности применительно к информационной сфере.
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Принята 27 июля 2001 года. Основополагающий документ, определяющий государственную политику Российской Федерации в морской деятельности, национальную морскую политику.
Президентом утверждена также Концепция внешней политики Российской Федерации – система взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности