Теракты больно ударят по экономике

В первую очередь из-за терактов пострадают туризм и авиаперевозки. Но и косвенные экономические потери окажутся достаточно велики. Общим следствием может стать снижение темпов роста экономики




Несмотря на то что трагические события последних дней не оказали заметного влияния на российские рынки, они, безусловно, негативно скажутся на экономике в целом. В первую очередь пострадают, и весьма существенно, отрасли, напрямую зависящие от потребительского спроса и эмоционального настроя клиентов: авиаперевозки и туризм.

Авиаторам можно только посочувствовать: беды сыплются на них как из рога изобилия. Не успели аивиакомпании всего мира оправиться от последствий 11 сентября 2001 г., как стремительно взлетевшие цены на нефть и нефтепродукты, в том числе авиационный керосин, "сожрали" наметившуюся было прибыль и привели к новым убыткам. И хотя от заоблачных тарифов на топливо российские компании пострадали в меньшей степени, чем западные, у них оказалось достаточно много собственных проблем, например, ужесточение требований по сертификации и лицензированию, стареющий самолетный парк и летный состав, отказ правительства снижать пошлины на ввоз лайнеров импортного производства.

На этом фоне теракты сразу в двух самолетах стали настоящей катастрофой для рынка, которая, по признанию его участников, коснется не только "Сибири" и "Волги-Экспресс" – владельцев погибших лайнеров. Как заявил генеральный директор по финансам и планированию ОАО "Аэрофлот – российские авиалинии" Михаил Полубояринов, даже национальный перевозчик, считающийся самым надежным среди отечественных компаний, ожидает спада продаж, вызванного названными событиями. Сразу после терактов было сдано 10-15 билетов. "Это немного, и это билеты с длительными датами продаж, их сдавали российские граждане. Однако есть еще пугливые японские туристы и ряд европейских пассажиров, которые тоже могут отказаться от полетов на российских самолетах", – отметил топ-менеджер. По данным замдиректора "Аэрофлота" Льва Кошлякова, многие зарубежные компании рекомендовали своим сотрудникам при перемещении внутри нашей страны избегать полетов на местных самолетах. Полубояринов заявил о том, что в случае большого оттока клиентов компания готова пересматривать стоимость билетов. Однако ожидать реального снижения цен вряд ли стоит. Ведь еще одним последствием двух взрывов, унесших жизни 90 человек, стало требование США усилить меры безопасности на рейсах в Соединенные Штаты, что также приведет к существенному увеличению расходов.

В не меньшей степени пострадает и другой сильно подверженный влиянию человеческого фактора сектор экономики – туризм. Особенно въездной. До недавних пор периодические атаки террористов, даже такие дерзкие, как "Норд-Ост", взрыв в подземном переходе на "Пушкинской" или последний теракт в московском метро, не пугали иностранцев, жаждущих посетить загадочную страну Россию, и практически не отражались на въездном потоке. Однако, как отмечает Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), все эти происшествия были хоть и ужасающими, но единичными случаями. Такой концентрации трагедий, как сейчас – 4 теракта за 8 дней, – наша страна не переживала никогда.

Турагентства, принимающие зарубежных туристов, уже констатируют спад потока. Отказы от поездок начались сразу после падения самолетов. Самыми впечатлительными оказались японские туристы – они отказываются целыми группами. Поступают также отказы из Тайваня, Гонконга, Германии, Франции. Даже привыкшие к террору израильтяне решили отложить свою поездку, говорит генеральный директор компании "Академсервис" Леонид Исакович. И это только начало. Зарубежные партнеры обрывают телефоны московских фирм, интересуясь обстановкой в стране и условиями аннуляции туров. По словам руководителя въездного департамента "Интуриста" Николая Кокоры, в сентябре компания не досчитается примерно 30% от запланированного количества зарубежных гостей. Резко уменьшилось число заявок и на следующий год, особенно из европейских стран.

Все это происходит на фоне и без того не слишком-то благоприятной ситуации на рынке въездного туризма. За последний год, пользуясь отсутствием серьезной конкуренции, хотильеры двух главных российских городов в три раза подняли цены на свои услуги. В результате минувшим летом загрузка питерских гостиниц составила всего 75%. Одновременно дорожает транспорт и повышаются цены на входные билеты в музеи.

Все это в итоге может привести к тому, что "российский въездной туризм на следующий год, если не умрет, то, во всяком случае, будет переживать серьезнейший кризис", – считает генеральный директор "КМП-групп" Дмитрий Сапгир. "Похоже, мы скатываются к израильскому сценарию в худший период интифады", – добавляет он. Солидарны с этим мнением и другие участники рынка. "Продажи на сентябрь-октябрь приостановились, и прогнозы крайне неутешительные", – говорит вице-президент компании "Пан турс" Павел Рябов. "С учетом всех факторов можно утверждать, что на следующий год въездной поток в страну упадет как минимум на 25-30%", – отмечает Леонид Исакович. "Боюсь, как бы не повторилась история с 1986 г., когда, после катастрофы в Чернобыле за весь год в Россию приехали всего 7 туристов из Испании", – резюмирует Николай Кокора.

Но это то, что касается прямых экономических потерь. А между тем, не столь заметные потери косвенные тоже могут оказаться достаточно велики. Ведь тот же туризм помимо турагентств обеспечивает клиентами рестораны, магазины, культурно-развлекательные учреждения. Угроза терактов заставляет повышать расходы на безопасность, что выражается не только в увеличении финансирования данной статьи в государственном бюджете, но и в усилении охранных служб различных предприятий и публичных заведений. Даже на уборку из-за этого порой приходится тратить больше средств, ведь именно после очередной террористической атаки исчезли урны из московского метро, напоминает корреспондент русской службы ВВС. Дополнительная нагрузка по обеспечению безопасности, лежащая на компаниях, приводит к росту издержек, сокращению прибыли и, следовательно, росту цен, а также падению конкурентоспособности в различных отраслях. Не говоря уж об уменьшении инвестиций. В конечном счете, общим следствием может стать снижение темпов роста экономики.

Крупнейшие авиакатастрофы в истории СССР и России. Катастрофы самолетов российского призводства.

Катастрофы Ту-134 и Ту-154. Фотогалерея

Выбор читателей