Операторам сотовой связи вовек не расплатиться с клиентами

В ближайшее время клиенты операторов сотовой связи смогут требовать возмещение ущерба от предоставления некачественных услуг. Новые правила обяжут провайдеров внимательнее относиться к абонентам




Сотовая связь давно стала неотъемлемым атрибутом не только деловых людей, но и практически всех слоев населения, включая подростков и пенсионеров. Однако зачастую операторы не способны обеспечить должную надежность и качество связи, не в последнюю очередь потому, что рынок данных услуг в России довольно молод. Стихийная мобилизация всей страны порой не позволяет провайдерам справиться со стремительным ростом абонентской базы. Кто только не предпринимал попыток повлиять на ситуацию. Даже московский градоначальник год назад попытался взять этот вопрос под личный контроль , впрочем, безуспешно.

Нельзя выделить какого-то одного оператора, чьи услуги были бы показательно ненадежны. Ошибки бывают у всех. Проблемы с программным обеспечением показывали уязвимость абонентов "БиЛайна", сбои в работе коммутаторов оставляли без связи клиентов МТС , а традиционная нагрузка на сети в Новый год вообще делает перспективу дозвонится до родных и близких нереальной. Подобные ЧП не только привносят в жизнь абонентов дискомфорт, но порой являются источником реальных финансовых потерь.

Примечательно, что за почти десять лет существования мобильной связи в России до сих пор не существует никаких нормативных актов, регулирующих предоставление этих услуг. Операторам и клиентам приходилось ориентироваться на явно устаревшие и не учитывающие специфику ноу-хау "Правила оказания услуг телефонной связи", принятые еще в 1997 году. Одобренный же в прошлом году "Закон о связи" предусматривает создание отдельных норм, касающихся только сотовой связи. Как стало известно газете "КоммерсантЪ", такой документ уже готов, прошел все необходимые согласования и ожидает лишь окончательного утверждения в правительстве. Проект, озаглавленный "Правила оказания услуг подвижной связи", предусматривает несколько революционных положений, способных в корне изменить взаимоотношения операторов и клиентов.

В частности, это касается раздела 4 Правил - "Обязанности и права оператора подвижной связи". Безусловно, греет сердце положение об ответственности оператора перед клиентами в случае оказания некачественных услуг. Буквально это звучит так: "Оператор подвижной связи обязан возмещать клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств в соответствии с настоящими правилами и договором об оказании услуг". В другом подпункте этот тезис детализирован: " Оператор подвижной связи обязан выплачивать клиенту неустойку в размерах, предусмотренных законом или договором об оказании услуг подвижной связи при нарушении сроков исполнения услуг подвижной связи, сроков устранения недостатков". Очевидно, что с принятием Правил клиенты получат возможность требовать от провайдера компенсацию в том случае, если он по техническим причинам оказался отрезанным от мира.

Впрочем, сами операторы настроены пессимистично. По их мнению, на сегодняшний день телекоммуникационные гиганты не обладают достаточным оборудованием, программным обеспечением и методиками для расчета подобных компенсаций. "Ъ" приводит слова вице-президента компании "Корбина-Телеком" Александра Малиса: "В правилах есть заведомо невыполнимые требования. Например, оператор должен в случае неисполнения обязательств выплачивать неустойку абоненту. В законодательстве такое не предусмотрено, и как высчитывать ее сумму, непонятно. Если такие правила будут приняты, то по логике вещей операторам придется страховаться от косвенных убытков абонентов от отсутствия связи". И тем не менее в случае утверждения правительством новых документов, операторам придется направить все усилия на то, чтобы полностью соответствовать их духу и букве, хотя бы потому, что конкуренция на этом рынке достаточно высока, и лишится части абонентов, а то и самой лицензии на оказание услуг для провайдеров, смерти подобно.

Выбор читателей