Ходорковский и Ксюша Собчак пошатнули трон Путина

Симпатии подрастающего поколения распределились между поп-звездами, золотой молодежью и олигархами. Российский президент сумел завладеть умами 14% своих потенциальных избирателей - политики нынче не в моде




Давно ли на дискотеках молодые люди беззаботно отплясывали под залихватский мотивчик со словами "Такого, как Путин", в которых явно прослеживалось стремление походить на российского президента? Певичка, выкрикивавшая припев, явно не видела никакой реальной альтернативы главе государства "ни дома, ни в гостях", чем и завоевала симпатии публики. Однако вскоре небесные светила повернулись не самым благоприятным для ВВП образом, и на смену недавним кумирам пришли новые лица.

Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) среди молодежи 18-24 лет, выявил совершенно неожиданные результаты. Впрочем, по порядку. На вопрос, кто является кумирами современной молодежи, респонденты дали поразительные ответы.

Впрочем, первое место было вполне прогнозируемо: оно досталось поп- и рок-звездам, представителям золотой молодежи. Эти образы поселились в сердцах 52% опрошенных. Непрерывная демонстрация атрибутов красивой жизни отечественных знаменитостей на телеэкранах и в модных журналах сыграла здесь решающую роль.

А вот второе место заставило задуматься и социологов и политологов: 42% опрошенных отдали свои голоса олигархам и бизнесменам. Несмотря на усиленные попытки создать негативный образ богача, предпринимавшиеся на протяжении последних четырех лет, молодежь вовсе не считает их антигероями, явно восторгается финансовыми успехами и могуществом.

Даже невзгоды, выпавшие в последнее время на ряд отечественных крупных бизнесменов, такие как вынужденная эмиграция и судебные преследования, не отпугивают представителей поколения, стоящего на пороге взрослой жизни. Как полагают специалисты, подобные симпатии свидетельствуют о появлении в России возрастной волны, ориентированной на совершенно новые ценности. А ведь крупный бизнес не так уж много сделал для того, чтобы предстать в выгодном свете перед обществом. Напротив, все серьезные предприниматели, учитывая отношение к ним, в последнее время делают все, чтобы о них знали как можно меньше. Светиться перед публикой теперь не только не модно, но и весьма опасно. Достаточно вспомнить историю с публикацией списка 100 самых богатых людей России в журнале Forbes, когда сами бизнесмены, по слухам, предлагали отступные, лишь бы не оказаться в этой компании.

Следующими в иерархии оказалась спортсмены (38%), что неудивительно. Образ преуспевающего атлета, играючи зарабатывающего миллионы долларов, уверенного в себе, знающего себе цену, широко растиражирован СМИ. Поездки по всему свету, шикарные отели, светская жизнь, женитьба на звездах подиума делают свое дело.

На четвертом месте оказались герои телесериалов (30%), категория не вполне понятная. Впрочем, не стоит забывать о возрасте респондентов, которые могут выбирать себе в кумиры даже персонажей художественных произведений.

Самый сенсационный результат опроса, проводившегося в 100 населенных пунктах среди 1538 человек, - упавшая популярность российского президента. За Владимиром Владимировичем закрепилось лишь пятое место: политику удалось набрать 14% симпатий в возрастной группе от 18 до 24 лет. Подобное падение рейтинга объяснить достаточно непросто. Какие обстоятельства повлияли на такие изменения, остается только гадать. Продолжающиеся теракты, банковский ли кризис, чеченский конфликт, закрытие ряда популярных телевизионных программ, дело "ЮКОСа", проталкивание непопулярных реформ в сфере социального обслуживания – любая из этих причин могла бы стать губительной для любого западного политика в устоявшемся обществе, не привыкшем к резким движениям. А в совокупности они пошатнули даже незыблемые прежде позиции российского президента.

И тем не менее изменение симпатий отечественной молодежи не может существенно повлиять на политический расклад на карте страны. Слишком хорошо известно, что именно юные граждане наиболее пассивны в период выборов и влияние их голосов сказывается на результатах минимально.

Выбор читателей