Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: compromat.ru |
"Yтро" Павел Павлович, недавно Союзному государству России и Белоруссии исполнилось 8 лет, но многие эксперты и аналитики до сих пор называют российско-белорусскую интеграцию "провальным направлением". Чего не хватает в отношениях наших стран для так называемого "прорыва"?
Павел Бородин: Для того чтобы понять, как обстоит ситуация, эксперты и аналитики должны быть грамотными и участвовать в заседаниях Совета министров и Союзного Парламентского собрания, Высшего Государственного Совета, а не только слушать Немцова, Хакамаду и прочих людей, далеких от политики и занимающихся лишь собой.
Союзное государство состоялось, и вот ряд аргументов. Наш топливно-энергетический комплекс интегрирован на 95%, машиностроительный – на 85%, сельское хозяйство – на 60%. Практически мы живем в одном экономическом пространстве: у нас единая граница, единая таможня, в ближайшее время перейдем на единое платежное средство; мы практически договорились по решению многих социальных вопросов.
Нигде на постсоветском пространстве не делают машины с двигателями евро-1 и евро-2. Мы в рамках союзных программ выпускаем уже евро-3 и евро-4. Благодаря тем же союзным программам в 1999 г. мы выпустили 100 тыс., а в этом году сделаем 2 млн телевизоров – это почти половина всего российско-белорусского рынка. В общем, что касается экономики, мы живем в едином государстве.
Очень надеюсь, что 2004 г. явится определяющим для решения политических вопросов. В этом году нам нужно провести референдум по Конституционному акту – своеобразной конституции переходного периода. Сегодня предлагается несколько вариантов этого акта, над которыми работали и специальная государственная комиссия, и министерство юстиции, и администрации российского и белорусского президентов, научные учреждения.
Мы должны четко определить параметры и направления строительства Союзного государства, как это сделано в Евросоюзе, который, между прочим, один к одному переписал конституцию Советского Союза: единая граница, единая таможня, единое военно-техническое сотрудничество, платежное средство, нормативно-правовая база, передвижение людей, капиталов... Если Евросоюз смог объединить 470 млн человек, говорящих на разных языках, то мы, говорящие на русском языке, просто обязаны объединиться. Пока экономически, потом, может быть, и политически.
"Y": Когда может быть принята Союзная конституция? Что тормозит ее принятие?
П.Б.: Это вопрос Высшего Государственного Совета. В прошлом году президенты России и Белоруссии дали специальное поручение Парламентскому собранию, Совету Министров Союзного государства, министерствам, ведомствам, своим администрациям выяснить, что мешает этому процессу.
Высший Государственный Совет в ближайшее время должен рассмотреть проект Конституционного акта и вынести его на обсуждение народов Белоруссии и России. Думаю, что уже в этом году, осенью или ближе к зиме, состоится референдум по этому вопросу.
"Y": Не так давно министр финансов Кудрин заявил, что в 2005 г. единая валюта введена не будет – только в 2006 г. в лучшем случае. Михаил Фрадков не исключил возможности введения единой валюты в 2005 году. Вы же считаете, что это возможно сделать даже в конце 2004 года.
П.Б.: У нас еще масса вопросов по единому платежному средству. Для того, чтобы его ввести, мы подготовили шесть соглашений. Пять из них одобрены обеими сторонами. Вопрос по НДС согласовывается очень сложно, но и он может быть решен, на мой взгляд, в этом году. Отсутствие нормативно-правовой базы и единого платежного средства тормозит и внутренние, и внешние инвестиции. Любой инвестор – а я достаточно много работал с инвестиционными американскими, европейскими корпорациями – всегда смотрит на нормативно-правовую базу. В нормативно-правовой базе у нас более 20 соглашений по всем видам деятельности, но этого мало – нужны законы.
Чтобы их готовить и принимать, нужен парламент Союзного государства. Он может быть не такой большой, как у нас – 450 депутатов и почти 200 сенаторов. В нем может быть 50, или 100, или 80 человек, которые будут работать по приоритетным для Союзного государства направлениям.
"Y": Многие на Западе пытаются ни в коем случае не допустить интеграции бывших советских республик. Вы как госсекретарь Союзного государства ощущаете это противодействие?
П.Б.: Ощущаю. Говорят, когда я декларировал телекоммуникационную сеть Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва – Екатеринбург – Красноярск – Иркутск – Владивосток – Токио, "нарушающую все существующие положения", потому что для ее запуска нужно всего 2 телекоммуникационные системы, это вызвало жгучий интерес ЦРУ. Как так – под Тихим океаном "лежат" 17 телеканалов, под Атлантическим – 27, а тут всего два требуется?
Все эти "шелковые пути", транспортные коридоры, сформировавшиеся задолго до советской власти и дающие огромные прибыли, не дают покоя Западу. Товарооборот между Азией и Европой составляет $600 млрд, в том числе между Юго-Восточной Азией и Европой – $250 миллиардов. Раньше по Транссибу, поскольку были уверены в Советском Союзе, так как тут не воровали, не разбивали и не грабили вагоны, проходило $15 млрд; сейчас – всего $1 миллиард. Груз идет по Индийскому океану, через Суэцкий канал 40 дней, и провоз его стоит, условно, $1,2 за 1 кг. Если этот же груз пустить по Транссибу, он будет идти 10 дней и стоить 20 центов. За газ, проходящий по газопроводу Европа – Белоруссия – Россия, России нужно отдавать $1,5 млрд, а если гнать его через Украину – то $7,5 млрд долл.. Запад выбирает дорогой путь. Почему? Потому что "откат" больше. И так во всем.
"Y": Как скоро будет разрешен газовый конфликт между Россией и Белоруссией?
П.Б.: Знаете, я не совсем понимаю суть конфликта. Мы добываем 1,1 млрд т жидких энергоносителей, около 30 млн т поставляем в Белоруссию. Это 2,4% топливно-энергетического баланса России. Я понимаю, если бы это было 25%, 30%, а тут – 2,4%... Но я не понимаю и белорусскую сторону. Какая разница, чей газопровод? Он находится на территории Белоруссии – рабочие места и прибыль будет давать белорусам.
Что-то США не волнуются, почему японские "тойоты" вдруг завоевали американский рынок. На автомобильных заводах, их выпускающих, работают американцы, продукция поставляется в Америку, налоги платятся Штатам... Так и здесь. Если "Газпром" берет в собственность "Белтрансгаз", то огромные обязательства: содержание сетей, их техническое перевооружение, реконструкция, новое строительство и т.д. – он принимает на себя.
"Y": Вы как-то сказали, говоря об экономике Белоруссии, что Белоруссия скоро начнет "приватизировать предприятия, но не так, как это сделала Россия"...
П.Б.: Приведу пример. Крупный комбинат приватизируется за $136 млн залоговых, годовая прибыль этого комбината – $500 миллионов. За квартальную прибыль "хозяин" рассчитывается по залогу, затем делает капитализацию и становится обладателем $12 миллиардов. Я не буду этот комбинат называть, он известен. Или крупнейший авиационный завод в одном из волжских городов. Мелкий жулик с крупными масштабами приватизирует завод за $1 млн., а он стоит $7-8 миллиардов. Понятен ответ?
"Y": Нужно ли России и Белоруссии торопиться с объединением в связи с расширением НАТО?
П.Б.: Мы ведем около 100 производственных программ: дизельное, самолето-, сельхозмашиностроение, производство телевизоров, комбайнов, товаров народного потребления – и планировали, что бюджет этих программ примерно на 75% будет состоять из чистого финансирования, кредитования и т.д. Но поскольку возникла проблема, связанная с расширением НАТО на восток, наш бюджет сегодня на 50% состоит из оборонного заказа.
Мы отчетливо понимаем, что такое НАТО. Но, на мой взгляд, есть единственный способ решения конфликтов – это садиться за стол и договариваться. Правда, не всегда это делают: деньги "мешают".
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности