Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
К 1 июня в РЖД планируют завершить разработку "Стратегической программы развития компании" на период до 2010 года. При этом будет подкорректирован одобренный недавно советом директоров РЖД подобный план действий на 2004-2006 гг., который станет составной частью "большой" программы. Как заявил председатель совета директоров компании, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, "коррективы предложено внести с учетом принятой правительством РФ среднесрочной программы развития страны". Контрольные параметры развития РЖД к 2007 и 2010 гг. определены в трех вариантах:
– гарантированном (на основе инерционного развития экономики);
– базовом (т.е. на основе среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны, разработанных МЭРТ);
– сценарном (соответствующем решению задачи удвоения ВВП).
Гарантированный вариант на то и гарантированный, что для его воплощения ничего особенно делать не нужно. Рабочими признаются базовый и сценарный варианты, причем "Стратегическая программа" должна быть ориентирована именно на сценарный, или "прорывной", как его характеризуют железнодорожники, вариант. Его основные качественные параметры таковы:
– повышение скорости доставки грузов на 15-17% (по базовому варианту - на 13%);
– доведение доли грузов, доставляемых в срок, до мирового уровня (95%);
– увеличение маршрутной скорости пассажирских поездов на 12%;
– повышение производительности подвижного состава на 12%.
Честно говоря, "прорыв" выглядит каким-то умеренным, но специалистам, конечно, виднее. Так или иначе, но чтобы не катиться по инерции, а наращивать обороты, требуются некие усилия – организационные и финансовые. Программа развития РЖД на ближайшую перспективу предусматривает, в частности, преобразование в 2004-05 гг. около 100 филиалов компании в акционерные общества. Кроме того, в настоящее время создается Федеральная пассажирская компания, которая будет полностью контролировать дальние пассажирские перевозки. В эту компанию войдут 60 дорожных и региональных дирекций, штат сотрудников превысит 130 тыс. человек, а стоимость активов составит порядка 100 млрд руб. (51 вагонное депо, 300 вокзалов, 26 тыс. пассажирских вагонов и т.д.). К 2010 г. пассажирские перевозки предполагается сделать безубыточными, в первую очередь, за счет диверсификации услуг. Надо сказать, что в 2001-02 гг. объем пассажирских перевозок резко упал. Согласно нынешним расчетам, пассажирооборот будет расти не менее чем на 2% в год, что позволит в течение нескольких лет компенсировать этот спад и в итоге превысить уровень 2000 года.
Впрочем, по заявлению президента РЖД Геннадия Фадеева, "важнейшим стратегическим направлением развития бизнеса компании остается укрепление позиций на рынке грузовых перевозок". Если увеличение пассажирских перевозок в 2007 г. по сравнению с 2003 г. планируется на 8,4%, то грузовых – на 22,5%: грузооборот должен преодолеть отметку 2 трлн тонно-километров, превзойдя показатели 1992 года. Для повышения конкурентоспособности компании особое внимание будет уделено "инновационным" видам перевозок, в частности контейнерным, в том числе за счет объединения их в единые бизнес-технологии с морскими транспортными системами и автотранспортными предприятиями. Компания декларирует стремление способствовать усилению роли России как транзитной страны, для чего намерена инвестировать средства в развитие портов и создавать совместные компании с морскими перевозчиками. В то же время РЖД не собирается оставаться монстром, ориентированным на массовые грузопотоки и обслуживание крупных пользователей, а, по словам Фадеева, хочет развиваться как "гибкий и эффективный перевозчик, предоставляющий широкий спектр качественных услуг".
Столь масштабные замыслы подразумевают наращивание, модернизацию и повышение эффективности использования основных фондов. В 2005 г. РЖД рассчитывает выйти на их расширенное воспроизводство. Планы развития компании на 2004-06 гг. предусматривают, что в 2006 г. ее инвестиционная программа составит не менее 260 млрд руб., то есть в два раза превысит уровень капиталовложений нынешнего года. Одна из серьезнейших проблем – обновление парка подвижного состава. Для обеспечения растущих объемов перевозок к 2010 г. необходимо иметь более 7,5 тыс. электровозов, 8 тыс. тепловозов, порядка 30 тыс. пассажирских вагонов, а грузовых вагонов требуется закупать до 17 тыс. штук в год. Препятствием здесь выступает недостаток производственных мощностей профильных отечественных заводов, хотя предпринимаемые РЖД меры (совместно с администрациями регионов) по оживлению железнодорожного машиностроения позволили, по крайней мере, стабилизировать положение на соответствующих предприятиях. На 2004-10 гг. принята федеральная Программа производства локомотивов нового поколения – их будет построено 2106 штук на сумму 94 млрд рублей.
Денег вообще потребуется много. В РЖД надеются на динамичный рост рыночной стоимости своих активов, равно как активов дочерних акционерных обществ: согласно официальным заявлениям, "высокий уровень ликвидности, финансовой независимости и устойчивости обеспечат инвестиционную привлекательность компании". Уже в 2004 г. РЖД предполагает получить международный рейтинг и приступить к выпуску сначала рублевых, а затем и валютных облигаций.
Вместе с тем в финансировании своих грандиозных планов РЖД рассчитывает, разумеется, не только на кредитные ресурсы, но и на собственные средства. К 2010 г. уровень рентабельности по основной деятельности компании должен достигнуть не менее 10%. Заметим, что в 2003 г. доходы в отрасли составили 144,6 млрд руб., чистая прибыль – 2,8 млрд руб., а уровень рентабельности по основной деятельности – всего 1,4%. В текущем году РЖД планирует получить 8 млрд руб. прибыли. Особо оговаривается, что увеличение прибыли будет обеспечено отнюдь не за счет повышения тарифов: тарифная политика в долгосрочных финансовых планах компании предусматривает, что рост стоимости перевозок ниже темпов инфляции. В 2006 г. чистая прибыль РЖД, согласно этим планам, составит не менее 40 млрд руб., а уровень рентабельности возрастет до 7%.
Вырученные в трудах деньги пойдут, однако, не только на инвестиции. Следует упомянуть, что на июнь с.г. назначено первое собрание акционеров РЖД, на котором, по сообщению Фадеева, помимо прочего, будет рассмотрен вопрос о выплате дивидендов за 2003 год. Интересно, кто же эти счастливые получатели дивидендов, если 100% акций компании (с уставным капиталом в 1,54 трлн руб.) принадлежит государству. Ст.37 Устава ОАО гласит: "Единственным акционером общества является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации". Пока это так, "собрание акционеров", прописанное в Уставе по общему стандарту, выглядит, согласимся, несколько странно. В будущем не исключается возможность приватизации миноритарных пакетов акций компании. Может, широкая публика не заметила, как это светлое будущее уже наступило?
По оценкам некоторых, конфликтная ситуация скоро свернется
Украинцы бьют тревогу из-за происходящего на фронте