Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Профессионализм дорожает с каждым днем
Потребительская культура на российском кадровом рынке продолжает расти, параллельно со спросом на высококвалифицированные кадры и их "стоимостью". Это неизбежно вынуждает компании, уделять все больше внимания морально-материальному стимулированию своих сотрудников. Поэтому и компании, в свою очередь, становятся более требовательны к фирмам-провайдерами, предоставляющим всевозможные кадровые услуги от бинес-тренингов до медицинского страхования. С другой стороны, сами сотрудники все чаще проявляют интерес не только к уровню зарплаты, но и к условиям труда, наличию социального пакета и его составу. К такому выводу, по результатам проведенного исследования, приходят специалисты компании Begin Group, специализирующейся на информационной поддержке участников кадрового рынка. В ходе исследования консультанты Begin Group провели опрос 35 фирм, предоставляющих различные услуги в области управления персоналом, а также сотрудников кадровых департаментов 89 российских компаний.
Застрахован? Можешь праздновать спокойно
Сегодня, когда зарплаты вернулись к докризисному уровню, а на рынке труда ощущается острый дефицит высококвалифицированных специалистов, для привлечения и удержания в компании такого сотрудника недостаточно предложить ему среднерыночный оклад. Все чаще решающим критерием при выборе работы становятся хорошие условия труда и социальный (или компенсационный) пакет. Правда это касается в первую очередь опытных, состоявшихся, востребованных рынком профессионалов.
"Про соцпакет спрашивает практически каждый кандидат, претендующий на ту или иную должность в нашей компании и имеющий определенный опыт работы, – поясняет "Yтру" руководитель службы персонала московского представительства Shering AG Мария Стежинская. – Причем не просто спрашивает, но и сравнивает. А если люди приходят со студенческой скамьи, соцпакетом они не интересуются, для них главное утвердиться".
"Соцпакет является неотъемлемой частью имиджа компании как престижного работодателя, – считает руководитель проекта HRM компании Begin Group Анастасия Каслина. – Его наличие сейчас – такой же непременный атрибут, как наличие душа в квартире или необходимость чистить зубы каждый день. Он должен быть. Другой вопрос, что состав компенсационного пакета в разных компаниях существенно различается, и зачастую он существует просто для галочки".
Максимально распространенный в России элемент соцпакета – добровольное медицинское страхование. Это связано, прежде всего, с законодательными льготами для работодателей, а также с более выгодными, по сравнению с индивидуальными, корпоративными тарифами в страховых компаниях. Причем компании становятся все более требовательными к качеству предоставляемых медицинских услуг. Поэтому одной из самых заметных тенденций в развитии данного рынка стало создание ведущими страховыми компаниями собственных медицинских центров. Владение собственной клиникой становится для них единственным действенным инструментом контроля качества обслуживания, предоставляемого клиентам. Кроме того, в последнее время в связи с началом пенсионной реформы некоторые наиболее крупные компании задумались о возможности пенсионного страхования для своих сотрудников.
Авторы исследования к составляющим компенсационного пакета отнесли также организацию корпоративных праздников. Это направление в настоящее время активно развивается и расширяется. Анастасия Каслина: "Любой корпоративный праздник теперь становится частью социального пакета. Это очень выгодно и необходимо компании, потому что социальные связи между сотрудниками – один из факторов удержания ценного специалиста на рабочее месте. И именно хорошо спланированный корпоративный праздник способствует созданию и укреплению этих связей. Во-вторых, подобные мероприятия используются для того, чтобы донести до всех сотрудников идеи и ценности компании. И, наконец, разновидностью корпоративных праздников является популярный сегодня team-bilding, необходимый для сплочения команды". Впрочем, пока организации только приглядываются к данному инструменту достижения бизнес-целей; реально его внедряют лишь 10-15% от общего числа компаний. Фирмы, в принципе, понимают необходимость сплочения коллектива, но глубокого осознания того, насколько это важно для бизнеса, еще нет.
Предоставление служебного автомобиля, мобильной связи и тому подобные атрибуты, несколько лет назад позиционировавшиеся как часть социального пакета, сегодня из него исключены, поскольку являются не дополнительными компенсациями для сотрудника, а необходимыми условиями его труда. Никакой здравомыслящей компании не придет в голову оплачивать мобильную связь секретарю, постоянно присутствующему в офисе. А топ-менеджеры все чаще воспринимают наличие корпоративного сотового телефона скорее не как благо, а как зло, привязывающее человека к работе даже в личное время.
Постепенно компании отходят и от оплаты фитнес-клубов для своих сотрудников, хотя пока эта программа остается одной из наиболее востребованных. Но касается она, как правило, только тех, кто занимает достаточно высокие позиции в организации, а они зачастую не находят времени, чтобы посещать фитнес. Зато все чаще встречается самоорганизация сослуживцев, самостоятельно объединяющихся и приобретающих корпоративный абонемент за свой счет. Возможно, программа эта обретет новое дыхание с появлением в России относительно недорогих фитнес-клубов для среднего класса.
Больше тренеров хороших и разных
Согласно исследованию, количество бизнес-тренингов, проведенных в России в прошлом году, примерно на 15% превышает аналогичный показатель 2002 года. При этом компании стали более вдумчиво подходить к организации обучения для своих сотрудников. "Все меньше компаний выделяют средства для разового обучения отдельных служащих, и увеличивается число фирм, которые подходят к этому на уровне стратегического планирования. Поэтому все большее развитие получают такие вещи, как корпоративный университет", – говорит Анастасия Каслина. По словам специалиста, рынок внешнего обучения также активно растет, но требования к провайдерам тренинговых услуг неуклонно повышаются, что приводит к усилению конкуренции между ними. Однако это не отражается на стоимости тренингов, которая постепенно увеличивается. Впрочем, как отмечает Мария Стежинская, этот рост во многом обусловлен еще и тем, что после кризиса 1998 г. цены на обучение существенно упали и восстановились только после 2000 года.
Наиболее востребованными по-прежнему остаются учебные программы для менеджеров по продажам (свыше 70%), за ними с небольшим отрывом следуют финансисты. "Качество тренингов в России улучшается, – полагает Мария Стежинская. – Уровень обучения безусловно возрос. Мы, например, вообще очень редко пользуемся услугами иностранных тренеров, работаем напрямую с российскими компаниями, которые имеют лицензию на проведение западных тренингов, но при этом успешно адаптировали их к нашему рынку, потому что наш рынок существенно отличается от западноевропейского".
По данным Begin Group, и другие западные компании, присутствующие в России, начинают более активно работать с российскими провайдерами тренинговых услуг. Правда, отнюдь не все. "Рынок действительно растет, тренинговых компаний становится все больше, но качество их услуг не улучшилось. Все провайдеры предлагают по сути одни и те же программы, и уровень обучения зависит от тренеров. А количество хороших тренеров на рынке очень ограничено, и оно не увеличилось", – считает представитель кадровой службы крупной западной компании, просивший не называть его имени.
Кадры решают все
"Такие исследования дают реальную картину не только конкретного рынка, но вообще российского бизнеса, – резюмирует Анастасия Каслина. – И если мы видим, что растет социальный пакет, это значит, что бизнес действительно активно развивается и потребность в квалифицированном персонале на рынке труда увеличивается. Развитие рынка кадровых услуг обусловлено экономическим развитием в нашей стране. Потому что персонал – это ресурс организации, и компания начинает вкладываться в него только тогда, когда ей нужны конкурентные преимущества, когда она хочет добиться каких-то результатов. Чем острее конкуренция, тем важнее для этой компании лояльность сотрудника и его работоспособность, которые в значительной степени зависят от мотивации. Но как только спрос на рынке станет меньше, а соискателей больше, компенсационный пакет резко пойдет вниз".
"Идет конкуренция за сотрудника, и все стараются его привлечь дополнительными, помимо зарплаты, мотиваторами, – соглашается Мария Стежинская. – Зарплату бесконечно повышать невозможно. Необходимо предложить человеку что-то такое, что облегчит его жизнь. Потому что медицинская страховка, например, это не просто возможность проконсультироваться у врача и получить лечение. Это социальная защищенность. К тому же это удобство, позволяющее сэкономить время и нервы, которые в противном случае пришлось бы потратить на сидение в длинных очередях районных поликлиник ".
Ситуация резко обострилась