Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В полной мере все это можно отнести и к товарным рынкам. Продавцы товаров вынуждены идти на максимальные ухищрения для того, чтобы создать оптимальные условия для покупателей. Только так продавец может рассчитывать на то, что его клиент не сменит поставщика при первой же возможности. Набор приемов для удержания покупателей долгое время оставался неизменным: это различные скидки, улучшение качества продукции, расширение ассортимента, бесплатная доставка и т.п.
Сегодня к этому списку добавился еще один современный прием – факторинг. Это услуга, которая позволяет продавцу предоставлять покупателю отсрочку платежа за поставленные товары или услуги. В отличие от классической отсрочки, данный метод не сопряжен с выведением из оборота денег, недополученных по причине отложенной оплаты поставленного товара. О поддержании объема оборотных средств продавца позаботится его партнер – коммерческий банк. Таким образом, сотрудничая с банком, поставщик товаров или услуг получает возможность предоставлять своим покупателям отсрочки платежа, не теряя на, казалось бы, неизбежном сокращении объемов "работающих" денег.
Рассказать подробно о сути и деталях данного метода мы попросили начальника отдела международного факторинга Управления факторинга АКБ "Промсвязьбанк" Наталью Карпенко.
"Yтро": Наталья, поясните, пожалуйста, нашим читателям, в чем состоит суть факторингового финансирования?
Наталья Карпенко: Факторинг – это финансирование под уступку дебиторской задолженности. Говоря простым языком, наш клиент, осуществляющий продажи на условиях отсрочки платежа, может получить от банка до 90% от стоимости поставленного им товара сразу же после его отгрузки. То есть он не ждет месяц-два, когда ему заплатит покупатель, а получает 90% суммы сразу в обмен на уступку банку денежного требования к покупателю по данной поставке. Теперь по окончании отсрочки получить деньги за отгруженный товар предстоит не поставщику, а банку.
"Y": А как эта услуга осуществляется формально?
Н.К.: Между клиентом и банком-фактором заключается договор факторингового обслуживания. Согласно данному документу, клиент обязуется передавать банку денежные требования (к покупателю) в обмен на осуществление факторингового обслуживания. Факторинговое обслуживание включает административное управление дебиторской задолженностью (задолженность клиенту банка со стороны третьих лиц), финансирование клиента, информационно-аналитическую работу. Пакет услуг предлагаемый нашим банком, очень широк. Мы учитываем индивидуальные особенности деятельности клиента (специфику бизнеса) и подбираем пакет в соответствии с его потребностями.
"Y": Каковы отличительные особенности факторинга по сравнению с кредитованием?
Н.К.: Это неограниченный объем финансирования, который растет вместе с ростом продаж клиента. У клиента увеличивается оборот, а мы, соответственно, по-прежнему финансируем 90% от его продаж. Чем больше оборот, тем больше сумма финансирования. При кредитовании же клиент получает только фиксированную сумму.
По нашей статистике, используя факторинговую схему, всего за несколько месяцев клиенты увеличивают объем продаж в 4-6 раза. Да и сама процедура оформления факторингового договора гораздо проще. При кредитовании все сложнее и дольше.
"Y": Можно ли считать, что факторинговые схемы более выгодны для вас и ваших клиентов, нежели кредитные?
Н.К.: Безусловно.
"Y": Какие основные риски несет банк, предоставляющий факторинговые услуги? Как они соотносятся с рисками при кредитовании?
Н.К.: Существует несколько разновидностей факторинга, в их числе – факторинг с регрессом и факторинг без регресса. В России более распространен первый вариант. В этом случае клиент как бы несет ответственность за своих покупателей. И если покупатель не платит вовремя, клиент обязан возвратить банку эту задолженность, что, собственно, и называется регрессом. Здесь главная задача факторинга заключается именно в пополнении оборотных средств. Клиент, таким образом, просто решает свои проблемы с финансированием, и ему выгоднее передавать банку задолженность исключительно надежных и проверенных покупателей, чтобы избежать возможности регресса. Факторинг без регресса в нашей стране не развит из-за очень высоких рисков, ведь данная схема предполагает, что риски неплатежа банк полностью берет на себя. Очень важно понимать, что факторинг – это не продажа плохих долгов, а разновидность финансирования и эффективный инструмент, увеличивающий рост продаж. Банковские риски при факторинговом обслуживании сопоставимы с рисками при кредитовании
"Y": Каково место факторинга в мировой финансовой практике?
Н.К.: В мире факторинг развивается колоссальными тепами. Существует несколько международных факторинговых ассоциаций, крупнейшей из которых является FCI (Factors Chain International), где единственным российским представителем является АКБ "Промсвязьбанк". Эта ассоциация существует с 1968 г. и на сегодняшний день контролирует 45% мирового факторингового оборота. Другая крупная ассоциация, IFG (International Factors Group), имеет 25% мирового факторингового рынка. С 1997 г. мировой факторинговый оборот увеличился в два раза, и все больше компаний вовлекается в эту схему. Потому что она имеет массу преимуществ перед кредитом и, что очень важно, перед аккредитивом, который выступает основным конкурентом факторинга на мировом рынке.
"Y": Как вы оцениваете перспективы развития рынка факторинга в России?
Н.К.: Факторинг в России только начинает развиваться, это новый продукт для нашей страны. В то же время, потенциал России очень велик, поэтому перспективы развития самые позитивные. Все больше банков начинают предлагать факторинговые услуги. Факторинг поддерживает реальный сектор экономики, так как позволяет отечественным производителям ликвидировать кассовые разрывы и постоянно пополнять оборотные средства. Сейчас в мире из-за обостряющейся конкуренции формируется так называемый рынок покупателя, наиболее популярным условием платежа становится отсрочка платежа. И если раньше практически весь российский экспорт осуществлялся на условиях предоплаты, сейчас иностранные партнеры все настойчивее вынуждают наших экспортеров заключать контракты на условиях отсрочки платежа. И здесь факторинг очень эффективен.
"Y": Каковы планы вашего банка по развитию факторинга?
Н.К.: Мы намерены и дальше развивать этот продукт. Сейчас "Промсвязьбанк" является лидером в московском регионе, а в ближайшем будущем мы намерены продвигаться в другие регионы России, предлагая нашим клиентам факторинговое обслуживание как внутренних, так и экспортных поставок.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности