В Москве показывают датские фокусы любви

Боэ делает темой "Реконструкции" любовь как сознательный выбор в мире с бесконечным числом возможностей, любовь как путь, которым нужно идти до конца, – и одновременно говорит об иллюзорности этого мира

Реконструкция (Reconstruction)
Дания, 2003
Режиссер: Кристоффер Боэ
В ролях: Николай Лие Каас, Мария Бонневи, Кристер Хенрикссон





Датский режиссер Кристоффер Боэ снял только один полнометражный фильм, но у него уже есть собственная легенда. "Этот парень не выглядит очень талантливым" – так, будто бы, сказал про него соотечественник и старший коллега Ларс фон Триер при первой встрече. Сейчас Боэ называют самым многообещающим датским режиссером со времени дебюта самого фон Триера, а его талант больше не вызывает сомнений. Его первый фильм "Реконструкция" получил приз за лучший дебют и "Золотую камеру" на фестивале в Канне и был выдвинут от Дании на "Оскара". В числе прочих фестивальных достижений "Реконструкции", возможно, будет и награда IX Международного фестиваля "Лики любви", в рамках которого состоялась российская премьера фильма.

В основе "Реконструции" лежит очень простая история. Фотограф Алекс встретил художницу Эме, но у Алекса есть подруга Симона, а у Эме есть муж Август. Хотя, возможно, все совсем не так. Путаница начинается сразу – голос за кадром, принадлежащий Августу, предупреждает, что это вовсе не начало. Это может быть правдой, а может и не быть. Это всего лишь кино. Зрителя просят не забывать об этом – и в следующие полтора часа делают все, чтобы он об этом забыл.

Боэ делает темой "Реконструкции" любовь как сознательный выбор в мире с бесконечным числом возможностей и вариаций, любовь как путь, которым нужно идти до конца, – и одновременно говорит об иллюзорности этого мира.

Фантазия и реальность переплетаются в лабиринте ночного города и человеческих взаимоотношений. Но если география Копенгагена, где происходит действие, определена до мельчайших деталей, временная связь событий намеренно нарушена, превращая "Реконструкцию" в одно бесконечное дежавю. Несмотря на неразличимость прошлого и настоящего, выдуманного и явного, взаимоотношения главных героев образуют ось, на которой держится весь фильм. Боэ признает, что у эмоций есть своя грамматика, и безошибочно, с точностью и бесстрастностью хирурга, препарирует их.

В этом ему помогают лучшие скандинавские актеры молодого поколения. Алекса играет Николай Лие Каас, получивший сразу две главные датские кинонаграды за первую же роль в фильме Сорена Крейга-Якобсона "Парни из Сант-Петри" в 1991 году. Он также сыграл в "Идиотах" Ларса фон Триера, а в 2003 г. он был назван одним из самых многообещающих европейских актеров. В 2002 в этот список была включена и исполнительница двух главных женских ролей в "Реконструкции" Мария Бонневи, тогда же получившая приз на кинофестивале в Монреале за роль в фильме "Я – Дина".

Бонневи и Каас играли в предыдущей ленте Боэ – дипломной короткометражке "Желание". Кроме того, все фильмы режиссера, начиная со студенческих работ, сняты одной и то же командой выпускников Датской киношколы, которая носит название "Мистер Боэ и Компания". Еще в киношколе Боэ и компания поставили перед собой задачу создать "идеальный кадр". Эта цель виртуозно достигается в "Реконструкции" оператором Мануэлем Альберто Кларо, который, может быть, впервые после своего великого соотечественника Карла Теодора Дрейера делает каждый кадр мучительно совершенным. Камера то приближается к героям вплотную, то делает их лишь точками на карте ночного города, сочетая очень крупные планы с зернистостью спутниковой съемки. Элегантный нуар "Реконструкции" растворяется в сигаретном дыме, одновременно делая фильм стилизованным и натуралистичным, старомодным и современным. Это всего лишь иллюзия, но этой иллюзии хочется верить.

Выбор читателей