"Сто Паганини" сразили Москву

Будапештский цыганский симфонический оркестр "100 цыганских скрипок" дал два концерта в ММДМ. Желающие приобщиться к цыганскому чуду спрашивали лишний билетик от самого начала длиннющей лестницы Дома музыки




20 и 21 ноября в Московском международном доме музыки Будапештский цыганский симфонический оркестр "100 цыганских скрипок" дал два концерта для избранной московской публики. У простого смертного купить билет за 6 тыс. рублей возможности нет и не будет. Между тем слава оркестра, обогнав сами выступления, заставила желающих приобщиться к цыганскому чуду спрашивать лишний билетик или пропуск аж от самого начала длиннющей лестницы Дома музыки. Но ММДМ – это не БЗК, и сердобольных бабушек-билетерш здесь нет, зато есть многочисленные бравые охранники, мимо которых и мышь не проскочит.

И все же попытать счастья стоило, ох как стоило! Каждый день такого не увидишь, однако обо всем по порядку. "Сто скрипок" – это один из самых больших в мире цыганских симфонических оркестров. Он был основан в 1985 г. после смерти Шандора Яроки, в то время самого знаменитого "примаса" (цыганского солиста) Венгрии. На его похоронах тогда собрались все цыганские музыканты страны. После официальной церемонии они начали играть, и, о чудо, в это самый момент совершенно неожиданно родился Оркестр. А потом они заставили рукоплескать в восторге всю Европу, покорили Турцию и Японию. Теперь вот дошла очередь и до нас.

Программа московских концертов была вполне традиционна (Брамс, Лист, Штраус, венгерские традиционные композиции), хотя пару сюрпризов для москвичей оркестр все же приготовил. Каждая тема в попурри из русских ("Калинка"), советских ("Хороши весной в саду цветочки", "Московские окна") и цыганских песен ("Очи черные") была встречена бурными овациями. Впрочем, все остальные номера вызывали не меньший энтузиазм публики.

Если попытаться измерить эмоциональный накал, царивший на концерте, в градусах, то он, конечно, зашкаливал за 100. Этому способствовали не только исполняемые шлягеры, но и самобытная энергия музыкантов. Преграда, разделяющая классическую эстраду и зал, была разрушена при первом же появлении более чем колоритного руководителя оркестра Шандора Буффо Риго, который буквально выкатывался на сцену как Колобок, жестикулируя и призывая еще и еще аплодировать своему родному коллективу.

Игралось все без нот. Дирижера в обычном понимании этого слова у оркестра также нет, поэтому каждым номером, солируя, дирижировал один из примасов. И хотя всего солистов было шестеро, создавалось ощущение, что любой из пятидесяти скрипачей может выйти и с блеском исполнить что угодно.

Особый колорит выступлению придавали и национальные венгерские костюмы, в которых "цыганские Паганини" вышли в первом отделении, более насыщенном традиционной музыкой. Во второй части концерта оркестранты сменили свои красные жилетки на строгие фраки: классический репертуар обязывал.

В составе оркестра, конечно, не одни скрипки: их, как говорилось, 50. Прибавьте к ним 10 альтов, 10 виолончелей (на концерте в ММДМ – 5), 11 контрабасов, 6 цимбал (на концерте - 3), 10 кларнетов – вот вам и Будапештский цыганский симфонический оркестр. И все, как говаривал товарищ Дынин в любимом фильме, виртуозы. Это не шутка и не пустые слова. Посудите сами: чтобы попасть в оркестр, нужно выиграть "Соревнования примасов", которые проходят в Будапеште с самого момента основания коллектива. Таким образом оркестр заботится о своем будущем. Что характерно, "100 скрипок" - это почти исключительно мужской коллектив: на сцене присутствовала всего одна женщина-виолончелистка.

Нечто вроде соревнования было устроено музыкантами и под конец концерта. Одна и та же виртуозная музыкальная фраза попеременно исполнялась то отдельными инструментами (скрипками и кларнетами), то переходила к виолончелям и контрабасам (их соло было просто потрясающим), то к цимбалам.

О последних разговор отдельный. Один из самых выдающихся номеров, прозвучавших в концерте (в программке он, кстати, отсутствовал), - это традиционное соло на цимбалах в исполнении виртуоза-цимбалиста Оскара Экреша, считающегося лучшим в мире исполнителем на этом инструменте. Довольно обширная фигура Экреша ну никак поначалу не вязалась с искрометной скоростью движенья его рук, в конце концов покоривших весь зал.

Большинство аранжировок для оркестра были сделаны Ласло Берки, который до своей трагической гибели в 1997 г. возглавлял коллектив. В большинстве случаев Берки удалось весьма удачно подогнать музыкальную фактуру произведений под своеобразный состав оркестра. И только в увертюре к "Кармен" и, особенно, в "Ракоцци-марше" Гектора Берлиоза чувствовалась явная нехватка обычной духовой группы, заменить которую десяти кларнетам было явно не под силу.

В фойе Дома музыки продавались компакт-диски с записью концерта, данного оркестром в Лионе в 1999 году. Так что все желающие, которых оказалось немало, смогли оставить у себя в качестве воспоминания не только программку, но и частицу самого выступления. После концерта музыканты раздавали автографы: дольше всех за отдельным столиком пришлось отдуваться Оскару Экрешу, ставшему за два дня настоящим любимцем московской публики.

Читайте также

Выбор читателей