Ведомство Грефа "обновляет" правила деления

МЭРТ действует одним фронтом с Генпрокуратурой, только блюстители капиталистической законности бьют точечно, а экономические мессии – по площадям. Но результат один: деньги уходят из России




Во втором полугодии 2003 года многострадальная реформа РАО "ЕЭС России" перешла, наконец, в практическую плоскость. Суть реформы, напомним, в расчленении компании по направлениям бизнеса и создании на этой основе реального энергетического рынка; за государством должны остаться прежде всего магистральные линии электропередач и диспетчерское управление сетями. В последние месяцы приняты конкретные решения по реорганизации целого ряда региональных энергокомпаний (АО-энерго). Типовой вариант реорганизации предусматривает выделение из их состава энергетической управляющей компании, генерирующей, сбытовой и магистральной сетевой компаний, ремонтного бизнеса и, в некоторых случаях, теплосетевых компаний. В последующем часть генерирующих активов, выведенных из АО-энерго, будет консолидирована примерно в 20-ти территориальных генерирующих компаниях, а часть – переведена в оптовые генерирующие компании (ОГК), создаваемые на базе федеральных электростанций.

Именно ОГК отводится ведущая роль в формировании в стране свободного рынка электроэнергии. Завершить таковую либерализацию предполагается в 2008 г., но начнется она уже в самое ближайшее время: на рассмотрении правительства находится внесенный Минэкономразвития проект постановления, согласно которому разрешается продавать по свободным ценам до 15% производимой электроэнергии. А в начале сентября правительство приняло постановление об образовании 10 оптовых генерирующих компаний – шести на базе тепловых станций и четырех на базе гидроэлектростанций. Тепловые ОГК будут создаваться по экстерриториальному принципу – в них могут входить станции, технологически никак между собой не связанные и находящиеся друг от друга за тысячи километров (ОГК на основе ГЭС будут образовываться преимущественно по каскадам). Ведь главная идея при формировании активов ОГК – это обеспечение для них равных стартовых условий. Первая "пилотная" ОГК, в которую не войдут электростанции АО-энерго, может появиться на свет через полгода и уже в третьем квартале 2004 г. быть выделена из РАО "ЕЭС России".

Согласно утвержденной в конце мая "Стратегии развития РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 гг." (т.н. программа "5+5" – пять этапов за пять лет), а также решению совета директоров РАО от 26 сентября с.г., создание ОГК будет происходить в два этапа. Сначала ОГК формируются на базе имущественных комплексов и акций федеральных АО-станций, принадлежащих РАО, как его 100%-ные "дочки", а затем в их состав включаются АО-станции, выделенные из АО-энерго: в уставной капитал ОГК вносятся принадлежащие РАО пакеты акций этих станций, после чего акционерам АО-станций делается предложение об обмене их акций на акции головной ОГК и осуществляется переход на единую акцию. Обособление тепловой ОГК от РАО "ЕЭС России" возможно только после истечения срока действия такого предложения. В перспективе все оптовые генерирующие компании на базе ТЭС должны стать интегрированными компаниями, переведенными на единую акцию, причем с нулевым государственным участием. Что касается гидро-ОГК, то они будут обособляться от материнской компании как производственно-финансовые холдинги.

Вариант образования ОГК первоначально как 100%-ных "дочек" РАО "ЕЭС России" на основе имущественных комплексов и пакетов акций федеральных станций с последующим увеличением уставного капитала за счет генерирующих активов АО-энерго признан советом директоров РАО "базовым". По оценкам, каждый из двух описанных выше этапов займет по меньшей мере 7 месяцев. Существует еще т.н. альтернативный вариант, также упоминаемый в программе "5+5" и активно продвигаемый миноритарными акционерами АО-станций, который, однако, требует еще больше времени. Данный вариант предусматривает создание ОГК на базе одной АО-станции ("основная станция") без образования холдинговых структур в переходный период: вхождение других станций в ОГК осуществляется путем обмена их акций на акции основной станции. Окончательного решения по поводу целесообразности такого варианта совет директоров на своем сентябрьском заседании не принял и поручил правлению РАО в двухмесячный срок дополнительно проработать этот вопрос.

Обособление от РАО "ЕЭС России" тепловых ОГК – первый этап реструктуризации головной компании холдинга. Программа "5+5" предусматривает погашение акций РАО при их обмене на акции ОГК. Соответственно, уставной капитал РАО "ЕЭС России" будет при этом уменьшаться, а доля в нем государства, которое в подобном обмене участвовать не собирается, - возрастать. Увеличение доли государства в уставном капитале головной компании холдинга (сейчас – 52%) за счет отказа от генерирующих активов позволит обеспечить федеральные интересы при обособлении на следующих этапах реформы других компаний, прежде всего Организации по управлению Единой национальной сетью (ее функции выполняет Федеральная сетевая компания) и ОАО "Сетевой оператор – Центральное диспетчерское управление ЕЭС". В настоящее время это 100-процентные дочки РАО. Когда они станут самостоятельными структурами (или одной объединенной структурой), то федеральную долю в их уставном капитале планируется довести до 75% плюс 1 акция.

Предусматривалось, что обмен акций при обособлении ОГК, в свою очередь, будет проходить в два этапа. Сначала – пропорциональный обмен: любой акционер РАО "ЕЭС России" сможет обменять часть принадлежащих ему акций на акции обособляемой компании и таким образом получить долю в ее уставном капитале, равную доле акционера в самом РАО (коэффициент обмена устанавливается советом директоров). Второй этап – аукцион, на который выставляются акции ОГК, не востребованные акционерами РАО. Единственным средством платежа на аукционах должны были выступать акции РАО. Согласимся, что это довольно логичная схема: акционер холдинга, заинтересованный в конкретных активах, получал возможность увеличить свою долю в интересующей его ОГК, устраняясь от пропорционального обмена при обособлении других компаний.

Следует отметить, что даже с учетом роста котировок акций РАО "ЕЭС России" в текущем году в три раза, эти активы по-прежнему сильно недооценены. Причина – постоянные пертурбации в процессе продвижения реформы и связанные с этим риски. Настроения инвесторов начали меняться приблизительно с осени прошлого года. А когда нынешней весной реформа обрела конкретные очертания, то спрос на акции холдинга, равно как и его дочек, круто пошел вверх. Это был не только спекулятивный интерес, но и вложения стратегических инвесторов.

Однако нет ничего более изменчивого, чем настроения российского правительства. В последние недели глава Минэкономразвития Герман Греф активно продвигает идею о том, что средством платежа на таких аукционах наряду с акциями РАО "ЕЭС России" должны быть и просто деньги. На днях в интервью лондонской "Файнэншл таймс" министр в очередной раз высказал эту точку зрения, выразив опасения в монополизации производства электроэнергии несколькими крупнейшими компаниями. Как пишет "Файнэншл таймс", позиция Грефа "вызывает смущение и разочарование" среди акционеров РАО "ЕЭС России". Вот что говорит, например, глава "Евразхолдинга" Александр Абрамов: "Мы покупали акции РАО, потому что нам сказали, что это единственная валюта, которая будет использоваться на аукционах. Теперь государство хочет продавать за деньги. Фактически тем самым оно говорит мне, чтобы я избавился от моих акций".

Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс на резонные вопросы пока предпочитает отвечать дипломатично: дескать, "в предложениях обеих групп акционеров есть как плюсы, так и минусы, и задача менеджмента компании – попытаться найти разумный компромисс". Одна группа – это миноритарные акционеры, но есть еще, говорит Чубайс, мажоритарный акционер – государство (представленное, надо полагать, исключительно Германом Оскаровичем), и у него собственные интересы. "Было бы самым неправильным, если бы мы довели дело до лобового столкновения. Менеджмент будет стремиться к тому, чтобы появились наиболее приемлемые схемы, максимально учитывающие логику всех сторон", – успокаивает глава энергохолдинга. При этом, по его словам, приоритетом самой компании является повышение ее капитализации, и именно исходя из этого будет приниматься решение о порядке обособления ОГК. Хотя, если это действительно приоритет, то ясно, какое отношение может быть к грефовским новациям.

Забавно то, что Минэкономразвития действует одним фронтом с Генпрокуратурой. Только доблестные блюстители капиталистической законности бьют точечно, а экономические мессии – по площадям. Результат один: деньги уходят из России.

Выбор читателей