Белгородская область открыта для сотрудничества

Будучи одним из самых динамично развивающихся регионов РФ, Белгородская область является приграничной с Украиной и Беларусью, поэтому развитие экономического сотрудничества с этими странами для нее жизненно важно




Развал Советского Союза, как известно, в числе прочих неприятностей привел к разрыву десятилетиями налаживавшихся экономических связей между бывшими союзными республиками. Сегодня сложившаяся ситуация зачастую такова, что комплектующие производятся на территории одного государства СНГ, а предприятия, собирающие из них готовую продукцию, остались на территории другого. Случается при этом, что у самой страны реальной потребности в данной продукции вовсе нет, зато она есть у соседа по Содружеству, вынужденного, в конечном итоге, приобретать готовые изделия по более высокой цене.

Так, например, Белорусский автомобильный завод ("БелАЗ") единственный в СНГ выпускает большегрузные карьерные самосвалы, необходимые для добычи полезных ископаемых открытым способом, которому все чаще отдается предпочтение не только в России, но и в большинстве стран мира. Самой Беларуси такие машины практически не нужны, в основном они идут на экспорт ("БелАЗ" держит треть мирового рынка в данном сегменте). Свыше 70% поставок приходится на Россию, на территории которой производится большая часть базовых комплектующих к карьерной технике, выпускаемой белорусским заводом. Однако в последние годы в горнодобывающей промышленности наблюдается тенденция к увеличению производительности труда не путем наращивания парка самосвалов, а за счет увеличения их грузоподъемности. Для подобных гигантов необходим современный высокотехнологичный двигатель. Проблема в том, что на сегодняшний день предприятия России не производят двигатели такого уровня по причине отсутствия конструкторских разработок, технологии и соответствующего оборудования. Поэтому "БелАЗ" начал устанавливать на своих автосамосвалах импортный двигатель фирмы "Каменс", что привело к увеличению стоимости машин на 30- 40%.

В качестве выхода из сложившейся ситуации группа предприятий Беларуси и России предлагает в рамках содружества реализовать разработанную ими в 2002 г. союзную программу "Карьерный транспорт". Программа рассчитана на 5 лет и помимо создания на базе одного из главных исполнителей АО "Волжский дизель им. Маминых" столь необходимого двигателя мощностью до 2100 Квт предусматривает также разработку других базовых составляющих карьерного самосвала, в большей степени отвечающих современным требованиям. Заказчики программы – Министерства экономики и промышленности Российской Федерации и Республики Беларусь. Ее стоимость по сравнению с другими союзными программами достаточно велика – 8 млрд рублей; соотношение расходов России и Беларуси – примерно 70% к 30%. Половину расходов возьмут на себя сами предприятия, 24% придется на долю союзного бюджета, остальное – заемные средства. Предположительно, программа должна окупиться за 4,5 года. Она легко прошла утверждение в Минэкономики РБ, однако застряла в аналогичном ведомстве РФ, сообщил журналистам начальник Департамента информации Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России Павел Лысов.

В настоящее время в рамках союзного государства по бюджету 2003 г. работает 38 программ. Всего же таких программ и проектов более 50 – одни еще ждут своего утверждения, другие уже находятся в стадии завершения. На союзные программы расходуется основная часть союзного бюджета – 94%. Оставшиеся 6% уходят на содержание административного аппарата. К сожалению, бюджет союзного государства ограничен, поэтому все подобные предложения проходят длительный процесс согласования, посетовал Павел Лысов на встрече инициаторов программы и журналистов с администрацией Белгородской области.

Интерес белгородцев к данной теме не случаен. Черная металлургия является одной из основных отраслей промышленности области, на территории которой расположены крупные горнодобывающие комбинаты, в том числе с открытой добычей руды – "Лебединский ГОК" и "Стойленский ГОК". Кроме того, будучи одним из самых динамично развивающихся регионов России, Белгородская область является приграничной с Украиной и Беларусью. Так что активное развитие экономического сотрудничества с этими странами для нее жизненно важно. Торговый оборот между Белгородской областью и РБ по итогам 2002 г. составил $24 миллиона. В этом году прогнозируется его увеличение до $30 миллионов. За январь-май 2003 г. Белгород экспортировал в Беларусь товаров на $2,9 млн, а импортировал – на $11 миллионов. А вот товарооборот между Белгородской областью и Украиной в 2002 г. упал примерно на 40% и составил порядка $100 миллионов. Одна из основных причин падения – ужесточение таможенных норм. Однако на сегодняшний день снова наметился рост, сообщил представитель областной администрации.

О заинтересованности Белгорода в укреплении отношений с ближайшими заграничными соседями свидетельствует тот факт, что по его инициативе в этом году уже во второй раз будет проведен экономический форум Собора славянских народов, который пройдет на территории области 18-20 сентября. Свою основную задачу белгородская администрация видит в том, чтобы обеспечивать политическую поддержку решению экономических проблем.

Выбор читателей