Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Для Рубенса Баррикелло эта мечта осуществилась в ноябре 1999 г., когда 28-летний бразилец, которого называли наследником великого Айртона Сенны, подписал трехлетний контракт с "Феррари" и стал напарником Михаэля Шумахера. Воспитанный и милый человек, очень мягкий и уступчивый, при этом с несомненным дарованием гонщика экстра-класса, Баррикелло показался боссам "Феррари" идеальной кандидатурой на вакансию постоянного "пилота №2". Многие предостерегали бразильца от подписания контракта. Так, во время межсезонных переговоров экс-босс Рубиньо Джекки Стюарт, зная об амбициозности латиноамериканца, настойчиво советовал ему держаться подальше от "гарцующей лошадки". Эдди Ирвайн, в прошлом выступавший вместе с Баррикелло за "Джордан", ограничился фразой: "Да поможет ему Бог!". (Ирония в том, что набожность Баррикелло давно стала в мире "Формулы" легендарной. В этом свете традиционная предстартовая молитва Рубенса ко Всевышнему о ниспослании победы должна была стать самым действенным его оружием в борьбе с принципами командной тактики. Однако Евангелие от "Феррари" оказалось сильнее.)
Как бы то ни было, Рубенс не устоял перед соблазном стать первым бразильцем, выступающим за итальянскую команду. И сразу же столкнулся с противоречиями, внутренними и внешними. С одной стороны, президент "Феррари" Лука ди Монтозимолло, желая, видимо, подбодрить гонщика и склонить к подписанию контракта (а Баррикелло не раз замечал, что подпишет его только в том случае, если ему будет позволено бороться с Шумахером на трассе), сделал впечатляющее заявление: "Новый пилот Баррикелло станет конкурентом Михаэля Шумахера. Он не будет слугой Шумахера, но я ожидаю, что он придаст ему дополнительный импульс. Сейчас Баррикелло с ним на одном уровне, и как будут развиваться события дальше, мы еще посмотрим". В то же время, сам Баррикелло на удивление легко примирился с ролью "второго", по крайней мере на словах: "У "Феррари" есть свои прелести: имя, история, возможности, люди. И Михаэль. Я не боюсь быть вторым номером. Мне кажется, я смогу у него многому научиться, потому что могу быть близок к нему, как на трассе, так и в личном плане". Не исключено, что Рубиньо просто вынудили сказать такое, и дальнейшая его судьба самого незаметного из пилотов топ-команд стала последствием неоправданного конформизма, с которым Баррикелло так и не примирился.
Вот два ярких эпизода – иллюстрации командной тактики. Австрия, 2001 год. На финишной прямой после долгих препирательств с командой Баррикелло поднимает ногу с педали газа и пропускает вперед Михаэля Шумахера, уступая ему второе место. Бразильцу, заявлявшему, что в команде нет первого номера, указали на его ошибку – и он смирился, разыграв комедию с видом мученика... Конфликт Баррикелло с итальянской конюшней и с самим собой достиг апогея в конце 2001 года. Мечта быть похожим на Сенну, травля со стороны прессы, осознание предательства чистых идеалов ("Бог дал мне талант управления гоночным автомобилем, и мой долг перед Ним – в каждой гонке выкладываться на все сто") породили глубокий духовный кризис. Баррикелло на грани нервного срыва, он "очень разочарован и готов сдаться". Михаэль же купается в лучах славы и на трагедию партнера по команде смотрит со здоровой насмешкой бога-олимпийца. Руководство "Феррари" подумывает о замене Рубенса на менее рефлексирующего гонщика. Только Хуан Пабло Монтойя, напарник другого Шумахера – Ральфа, относится к бразильцу с пониманием и дружеским сочувствием. Он уговаривает Баррикелло "взять себя в руки", и тот постепенно оправляется. В 2002 г., перед Гран-при Австрии, он подписывает новый двухлетний контракт с "Феррари", обрекая себя на роль слуги. Сам Гран-при стал знаменательным повторением прошлогодних событий: Баррикелло на финише, теперь уже в борьбе за первое место, почти безропотно пропускает Шумахера. Рубенс показал лучшее достижение и стал вторым в чемпионате, но никто не увидел в нем серьезного бойца.
Между тем достаточно вспомнить историю, чтобы убедиться: талант Баррикелло неоспорим и потенциал его не раскрыт полностью. Рубенс дебютировал в гонках в 9 лет, сев за руль карта. Он пять раз выигрывал национальный чемпионат в своей категории. В 1989 г. он переходит в бразильскую F-1600 и занимает четвертое место в общем зачете. Спустя год в первом же сезоне "Формулы-Opel" он выигрывает чемпионат, побеждая в 6-ти из 11-ти гонок. В 1991 г. Баррикелло становится чемпионом британской "Формулы-3". Его называют будущей звездой "Формулы-1". Сам бразилец давно ждет приглашения и в 1993 г. заключает контракт со скромным "Джорданом". Несмотря на итоговое 17-е место в чемпионате, его признают "новичком года".
В 1994 г. Баррикелло переживает сильнейшее потрясение: гибель своего кумира Айртона Сенны на Гран-при в Имоле. Сам Рубенс на пятничной тренировке попал в серьезную аварию; Сенна первым навестил его в больнице, а через два дня "бразильского волшебника" не стало. Баррикелло пришел в себя лишь к концу сезона и сумел занять итоговое шестое место, начисто опередив Эдди Ирвайна. Тем не менее, именно ирландца позвали в "Феррари", оценив его как идеальную "рабочую лошадку", а Баррикелло, помыкавшись в "Джордане" до 1996 г. и, наконец разругавшись с руководством, перешел в "Стюарт". Но команда с маломощным мотором и не впечатляющим бюджетом не могла удовлетворить амбиции гонщика. За три сезона выступлений в "Стюарте" бразилец провел всего одну яркую гонку (второе место на Гран-при Монако в 1997 г.). 25 сходов в 33-х Гран-при породили в Баррикелло разочарование. Со временем оно стало тотальным.
Место в "Феррари", которым грезил Рубенс, удовлетворения ему не принесло. Первый выигранный им Гран-при Германии в 2000 г. проходил, по сути, без Михаэля, сошедшего на первом круге. О фарсовых победах в прошлом году говорить не приходится. Но перелом может наступить, и уже в этом сезоне. На последней гонке в Сильверстоуне Баррикелло разрушил стереотип о себе как о ровном, уступчивом гонщике. Словно вспомнив обо всех нанесенных ему обидах, он в агрессивном стиле расправился с конкурентами, не пытаясь, как раньше, сдерживать пелетон ради того, чтобы к лидерам приблизился Шумахер, а наоборот, все наращивая скорость. Ухмылка Шумахера на пятничной квалификации (Михаэль дружески порадовался сходу партнера) может стать зеркально афористичной. Все станет ясно в воскресенье на счастливой для Рубенса трассе в Германии.
Баррикелло нечего терять. Пусть отрыв от Михаэля в борьбе за чемпионский титул составляет 20 очков – за пять этапов его можно отыграть, если ездить "по-сильверстоуновски" и наконец подумать о себе. Сможет ли Баррикелло стать чемпионом и войти в историю как наследник Сенны? Или мы увидим еще одну гекатомбу во имя "Красного Барона"? Сейчас или никогда. Ждать осталось недолго.
Украинский президент отказывается идти на уступки
Президент готов отказаться от своего прошлого требования ради урегулирования конфликта