Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Корр.: Владимир Викторович, Вы неоднократно выступали по межбюджетным проблемам Рязанской области. Выделите самые актуальные…
Владимир Морозов: Есть межбюджетные проблемы внутри области или нет, зависит от качества формирования бюджета. Что является его основной функцией? Обеспечение населения качественными бюджетными услугами в необходимом объеме. Это значит – своевременная зарплата учителям, врачам, работникам социальной сферы, оплата в полном объеме по коммунальным платежам, за электроэнергию и тепло. Это - четкое выделение приоритетных расходных статей и адекватный подсчет планируемого объема налоговых платежей внутри региона, которым можно эти расходные статьи покрыть. Поэтому, как только мы слышим о накопившихся долгах внутри области или края, значит, в межбюджетных отношениях у региона есть проблемы.
Корр.: То есть речь идет не о тирании Москвы, а о бюджетном механизме внутри самой области?
В.М. Действительно, чаще всего межбюджетные отношения упоминаются в связке "центр – субъекты федерации". Я же говорю о взаимоотношениях внутри региона. Механизм распределения средств по районам полностью в руках областных администраций. Вы не хуже меня знаете о случаях, когда в сложных ситуациях во всех грехах обвиняли федеральный центр. Впоследствии оказывалось, что как раз федеральный центр свои обязательства выполнил полностью. Просто местные администрации направили средства не на ликвидацию ЧП, а на затыкание прорех в бюджетах.
При этом по отношению к федеральному центру зачастую сохраняется психология собеса. То же самое и в отношениях к региональным предприятиям-налогоплательщикам: дайте субсидии, дайте дотации, заткните дыры. Знаете, есть даже такая формулировка в отчетах по исполнению бюджета: "помощь федерального центра". Вот пока это слово будет удобным для произношения, до тех пор средства из федерального бюджета будут выполнять функцию своеобразного абонемента на закрепление сложного положения.
Корр.: Что Вы имеете в виду под понятием "субсидии" в отношении налогоплательщиков? Это сверх налоговых выплат?
В.М. Да, именно так. Приведу пример. В 2001 г. наша компания в соответствии с постановлением правительства N526 передает на баланс муниципалитета объекты ЖКХ. Глава муниципального образования просит региональную власть учесть образовавшиеся выпадающие доходы при формировании бюджета на следующий год. И предлагает снизить ставку налоговых отчислений из района в региональный бюджет, чтобы свои дополнительные расходы закрыть. Никакой реакции. В этом году наше предприятие работает по новой ставке налога на прибыль, который в 2002 г. в налоговом законодательстве снижен с 35% до 24%. Мы в прошлом году закрыли все долги прошлых лет. Логично предположить, что в 2003 г. мы выплатим меньше налогов. Однако в бюджете на 2003 г. почему-то появляется объем ожидаемых налоговых отчислений от Рязанской ГРЭС на уровне 2002 года. В итоге муниципальным образованием, на территории которого мы находимся, уже сегодня накоплено долгов за электроэнергию, тепло, социальную сферу в размере 94 млн рублей. Сейчас мы готовимся к зиме и уже столкнулись с проблемой прошлого года – у муниципалитета нет средств на ремонт теплотрасс. Если мы не поможем, то город может остаться без тепла, а этого допустить нельзя.
Вот это я и называю "собесом" – когда социальная ответственность компании трактуется как социальная обязанность закрывать все прорехи в бюджете за собственный счет. При этом отмечу, мы выплатили налогов в текущем году почти 267 млн, из них – более 70 млн – в областной бюджет и более 43 млн – в муниципальный. В прошлом году были колоссальные платежи – в общей сложности 1 млрд 168 млн рублей. У нас переплата по налогам на 1 июля 2003 г. – 24,5 млн рублей.
Корр.: Хорошо, бюджетное планирование не вполне адекватно, но изменить эти механизмы можно только при формировании бюджета на будущий год. А что делать сейчас?
В.М. Сейчас мы предложили выплатить часть налога на землю с учетом увеличения ставки этого налога в 2004 году. Но таким образом проблемы можно решать до бесконечности и даже не пытаться рассматривать их первопричины.
А давайте именно сейчас договоримся, что параллельно с латанием дыр мы займемся системным исправлением причин. У нас - полная непрозрачность бюджетного планирования. Несогласие глав районов области со ставками налоговых платежей даже не обсуждается. Не ведется работа с крупными налогоплательщиками, которые строят свою деятельность не только на основании местных законов, но и на основании актов и директив федерального значения. Загруженность Рязанской ГРЭС, например, определяется нормативами Федеральной энергетической комиссии. Соответственно, от загрузки станции в большой степени и зависят ее финансовые показатели.
Второй существенный момент: районы Рязанской области находятся в неравных условиях - одни исправно пополняют региональную казну, а другие из года в год рассчитывают на помощь извне и получают ее. Иными словами, в рамках отдельно взятого региона мы имеем известную нам модель межрегионального перекрестного субсидирования. Федеральный центр сейчас отходит от этой практики, мотивируя регионы к поиску внутренних резервов, к ответственности каждой области, каждого края за повышение собственной капитализации, повышение инвестиционной привлекательности. В регионе же эта модель цветет пышным цветом. Знаете, как определить экономическую успешность области, не вдаваясь в сложные расчеты и анализ ситуации? Эффективные требуют снижения налогов, неэффективные – увеличения дотаций.
Третье. Необходим системный подход к формированию бюджета, переход к индикативному принципу планирования, как это сделало большинство экономически успешных регионов России.
Целесообразно создать общественный совет по межбюджетным отношениям, который и взял бы на себя задачу наблюдать за бюджетами районов и информировать общественность о доходах и расходах. Следует предпринять действия для оптимизации бюджетов. Это, прежде всего, обеспечение равной конкуренции всех муниципальных образований. Нынешняя ситуация поощряет иждивенческие тенденции в проблемных районах. Сейчас муниципальные администрации могут и не искать, как бы им заработать.
Область должна стать единым экономическим организмом, привлекающим инвестиции и успешно работающим с ними. При этом речь не о том, что неблагополучные районы будут оставлены без всякой помощи. Помощь должна быть оказана, но она должна быть целевой, обоснованной и направленной, прежде всего, на развитие экономики района, на перспективные, рентабельные проекты.
Корр.: То есть, Вы считаете, что у регионов достаточно инструментов для того, чтобы собственными силами нормализовать бюджетную ситуацию и улучшить инвестиционный климат?
В.М. Конечно. Первая задача менеджера – максимально использовать внутренние ресурсы. Неважно, что это за менеджер – глава предприятия или региона. Законами о местном самоуправлении региональной власти будут даны достаточно широкие полномочия. Другое дело - готова ли она эффективно их применять. Если не изменить методы работы, то авральная ситуация с исполнением бюджета станет хронической, а инвестор просто побоится идти в проблемную область. Я смотрел прогноз Минэкономразвития по Рязанской области на 2003 год. Инвестиций – чуть больше 6 тыс. руб. на человека. Это не инвестиции, а слезы.
Главное условие конкурентоспособности региона - конкурентоспособность самой власти. Если же вместо языка финансов власть станет говорить языком политики и увязнет в боях за сверхналоговые отчисления, то она неминуемо получит в итоге хронические проблемы с бюджетом и отсутствие инвестиций. Большинство регионов, и Рязанская область не исключение, вполне в состоянии реализовать свой потенциал.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности