БГ: "Рок-н-ролл - это безответственность"

Накануне московских концертов "Аквариума" корреспондент "Yтра" встретился с Борисом Гребенщиковым, чтобы поговорить о группе, о музыке и о творчестве в самом широком смысле этого слова




Группа "Аквариум" в конце прошлой недели представила в Москве новый альбом "Песни рыбака". Композиции с него прозвучали в клубе "16 тонн" и МХАТЕ им. Горького. Накануне московских концертов корреспондент "Yтра" встретился с Борисом Гребенщиковым, чтобы поговорить о группе, о музыке и о творчестве в самом широком смысле этого слова.

- Я сегодня просматривал вашу газету, - сам начал разговор БГ.

- Ну и как Вам она?

БГ: Новости в Сети – сейчас единственно доступное человеку, газеты читать не реально.

- "Аквариум" завтра выступает в театре. Вы не считаете, что история сделала круг, ведь группа начиналась именно с театра? (Первые свои концерты "Аквариум" перемежал самодеятельными театральными постановками на ступеньках Инженерного замка – прим. ред.)

БГ: Мы уже играли во МХАТе году в 81-82. Мне странно, что МХАТ дает сцену музыкантам, но иронизировать по этому поводу бессмысленно.

-Чувствуется ответственность в связи с предстоящим концертом на такой необычной площадке?

БГ: Нет, напротив. Если я буду чувствовать ответственность, значит это уже не рок-н-ролл (хотя это устаревшее слово). Рок-н-ролл – это безответственность. Для меня это тоже самое, что и концерт в "16 тонн". Если я буду чуть более ответственным – это все, значит я уже конченный человек.

- Как проходила запись нового альбома? Что запомнилось больше всего, может какие-то интересные моменты вспомните?

БГ: Интересный момент был в одном. Впервые у меня было написано 10-15 песен, и я отчаянно не хотел их записывать. Я хотел их петь, а записывать я их не хотел. Но пришел печальный час, когда пришлось их записывать, чтобы они не завяли. И тогда мы поступили странным образом: записав болванки в Петербурге, мы 2 раза ездили в Индию и по неделе записывали там местных музыкантов. Мало кто так делал. Последний, кто так делал, на моей памяти был Джордж Харрисон. Мы писали местных музыкантов, писали то, что за пределам Индии не существует.

- В каком составе был записан этот альбом?

БГ: "Аквариум" + индийские музыканты + в одной песне задействован один человек из Барнаула, который играет на стеклянных бокалах.

- Т.е. "Аквариум" участвовал в записи "Песен рыбака" в том же составе, в котором он записывал "Сестру хаос"?

БГ: Да, "Сестру хаос", "Пятиугольный грех", "Территорию" и, в общем даже, "Пси".

- Состав группы несколько раз полностью менялся. Как вообще музыканты приходят в "Аквариум". По каким критериям Вы их отбираете?

БГ: Когда человеку надоедает играть у нас, он уходит. За 30 лет было 2 случая, когда вся группа начинала так странно друг к другу относиться, что я приходил к мысли, что я с ними больше не буду играть, потому что музыканты ссорятся между собой. Тогда я говорил: ребята, простите, я пошел. Такое было 2 раза. Так что все происходит вполне естественно. Я бы и хотел найти каких-то музыкантов, но в "Аквариуме" приживается только тот, кто приходит сам и как-то остается.

- Вы общаетесь с теми музыкантами, которые больше не играют в "Аквариуме"?

БГ: С Олегом Сакмаровым, который ушел от нас к Бутусову, мы продолжаем общаться и по сей день. А вообще у нас настолько мало времени для общения… Будь у меня много времени, я бы наверняка общался. Отношения, вроде, остаются хорошими.

- Что Вы можете сказать о той "молодой шпане", которая сейчас заполонила рок-сцену?

БГ: Судя потому, что мы "с лица Земли так и не стерты", значит либо недостаточно "шпаны", либо не достаточно нас давят. Есть много людей, которые вызывают у меня уважение. Хочется отметить "Текилу Джаzzz". Это первая музыка со времен "Кино", которую я могу слушать. Это не популярная, в общем, музыка. А так я все жду, когда появится тот, кто меня сметет с ног. Пока таких нет.

- С кем из западных музыкантов Вам хотелось бы сыграть?

БГ: Меня очень интересует ряд людей, но они, к сожалению, все уже старые. Остались старые джазмены… Я мечтал сыграть с Харрисоном, но он не вовремя умер. На самом деле я жду, когда я узнаю кого-нибудь из людей значительно моложе меня, которые делают то, что никогда никто до них не делал.




- Что сами сейчас слушаете?

БГ: Я слушаю авангардный джаз начала 60-х, этническую, классическую музыку, традиционную кельтскую музыку. И что-нибудь совершенно оторванное от сегодняшнего дня. Я все время что-то нахожу. Каждый месяц я нахожу те группы, которые мне интересны.

- 24 мая в Москве выступает Пол Маккартни. Собираетесь сходить на концерт?

БГ: Нет, 24 мая я, к сожалению, или к счастью, буду петь с Марком Олмондом в Ленинграде. Но я Пола еще увижу до этого.

- Если бы сэр Пол был на Вашем месте, в Вы были бы на моем, что бы Вам хотелось к него спросить? (БГ не раз признавался, что взял в руки гитару благодаря "Битлз" - прим. ред.)

БГ: Я бы у него хотел спросить, каким образом он до сих пор может курить траву, а мне это скучно. Я этого понять не могу. Что можно спросить у человека, которого я считаю последним живым голосом, даже если он уже изменился?

- Ваша аудитория по-прежнему достаточно молода. Как Вы думаете, с чем это связано?

БГ: Очень просто. Существует, например, абстрактная группа, назовем ее "Агрегат". Крутая и очень популярная группа. Когда люди выпускают новую пластинку, я могу поставить бутылку "Вдовы Клико" против бутылки лимонада, что это будет практически то же самое, что было на предыдущем альбоме, но будут немножко другие слова. Потому что группа налаженная, установившаяся. Они знают, как играть, они и будут так играть. "Аквариум" до сих пор играть не умеет. Мы кое-как научились играть и стали играть. Но когда дело доходит до новых вещей, нам приходится придумывать все заново. Группе не 30 лет, ей на самом деле 2,5 года. Поэтому мы до сих пор учимся. Если учимся, значит все можем. Поэтому нас и слушают.

- А ели брать аудиторию начала восьмидесятых и теперешнюю, Вы находите какие-то отличия, люди по-разному воспринимают вашу музыку?

БГ: Абсолютно никаких отличий. Люди вообще за последние 3 тысячи лет не очень менялись. Людям хочется поесть, попить, продолжить род, оттянуться…

- Вы часто ездите по стране, где лучше принимают, в провинции или в столицах?

БГ: Везде принимают по-разному. И я не могу пожаловаться ни на один город. В некоторых городах люди пришиблены. Они сидят и боятся встать с кресел, или молчат весь концерт, и мне приходится догадываться, что они испытывают. А потом они вдруг устраивают овацию.

- Вы часто заглядываете на сайт группы? Что у вас с гостевой книгой случилось?

БГ: Она очень давно не работает, потому что там пошел мат-перемат и восьмистраничные сочинения.

- На письма отвечаете?

БГ: Все люди, которые пишут на сайт или на мой личные адрес, имеют право на ответ. Я не отвечаю только на бессмысленные письма. Если я чем-то могу помочь человеку, тогда я отвечаю. Если это базар или сумасшедшая девушка, тогда я не отвечаю.

- Для Вас творчество, процесс написание песен – это самовыражение, или служение, или может быть, и то, и другое?

БГ: Это попытка создать что-то прекрасное, чего до меня еще не было. Поэтому это и то, и другое.

- Ваш духовный учитель слушает вашу музыку? (До последнего времени БГ считался практикующим буддистом – прим. ред.).

БГ: У меня нет духовного учителя. Я самоучка. Есть много людей, которым я очень многим обязан. Начиная от моей жены и кончая тибетскими ламами, священниками, суфиями, сикхами, кем угодно. Я у всех понемногу учусь.

- Где бы хотелось переродиться?

БГ: Думаю, что в России. Здесь так много нужно сделать, до конца света хватит.

Выбор читателей