Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
С этим более-менее понятно – такая "спрингеровщина" хоть и рассчитана на дурной вкус и неизбывную любовь публики к подглядыванию в замочную скважину, но хотя бы перестала претендовать на самомалейшую правдивость. По крайней мере почти никого уже не обмануть притворными драками бывших половых партнеров и животными криками брошенных любовниц. Тут все ясно: да, плохой, но, к сожалению, актуальный для большинства зрителей спектакль "про это дело".
Однако, как говорят в другой популярно-информационной передаче, намедни я задумался и понял: из всего сонма идиотских программ, что кажут вечером, – да, есть одна. Реально тошнотворная. Идет по каналу ТВС, фактически завершая информационную картину дня. Называется "Высший свет", ведущая и автор – Ирма Игнатова.
Вот как об этом повествуют телеанонсы: "Бывшая звезда МТV лучше других знает, как получить пропуск в "высший свет". "Девушке-папарацци" приходилось задавать свои каверзные вопросы и на шумных вечеринках, и на съемках фильмов, и за кулисами официальных мероприятий".
Итак, бывшая звезда русского MTV перебралась на шестой канал с той самой программой, что и дала право называть ее "папарацци". Тут никаких проблем. На музыкальном канале, который смотрят в основном подростки (ну ладно, ладно, молодежь), вполне уместна передача о том, во что сегодня модно одеваться, идя на дискотеку. Никаких претензий ни к формату, ни к ведущей у меня не возникало. Ирма Игнатова выступала в роли героини моей любимой картины Роберта Олтмана "Pret-a-porter" Китти Поттер, которую играла красотка Ким Бейсингер, актриса по прозвищу "губы". Это была смешная демонстрация всем известного предупреждения "говорите медленней, я блондинка". Правда, Игнатова не только подстроилась под имидж американской звезды (какие проблемы, копировать знаменитостей на нашем ТВ – хороший тон), но и усвоила манеры той безмозглой куклы, над которой тонко издевается автор лучшего фильма о мире фэшн-бизнеса. И она вовсе не играет, а именно такой и представляется – глупой вездесущей "папарацци" без тени рефлексии и самоиронии.
Но когда такая передача перекочевала с тинейджерского канала на вполне солидный, да еще подается как некий срез происходящих в столице "светских событий", у меня возникает помимо личной неприязни еще и, так сказать, общественная, да такая, что тоже кушать не могу.
Во-первых: какой, к чертям, у нас в России высший свет? Господа, как говаривал некогда сын турецкоподданного, все в Париже. А новые еще даже и в проекте не значатся. В несветские, но советские времена подобием такой прослойки служили заслуженные деятели культуры и науки, которых обычно сажали за столики во время праздничных "Огоньков", так называемая интеллигенция. Но период капитализации нашей державы в основном превратил этих людей в нищих стариков-пенсионеров или героев анекдотов про сумасшедших. Они не то что никому не интересны – ими сегодня можно детей пугать. Иногда так и делает Гордон в своей передаче, а чаще баланс "светскости" и "интеллигентности" пытается соблюсти Дибров на Первом канале, но получается довольно наивно, несмотря на фонтанчики в "Атриуме", о чем поговорим в другой раз. По большому счету, к светской жизни все это отношения не имеет, поскольку в расхожем смысле последняя предполагает деньги, богатство, роскошь, аристократизм и прочее сияние, а не вульгарное купеческое "эх, прокачу!".
Итак, что мы видим в передаче на ТВС: невменяемая тусовка попсовиков и их пассий, вперемешку с новыми русскими всех мастей, которым за неимением какого-либо внятного социального статуса обычно дается наименование с приставкой "бизнес". Вместо того чтобы писать: "известный бандюган по кличке Вася Кривой со своей (своими) телкой (телками)", скромно указывают: "бизнесмен такой-то и его б-леди".
И если на MTV никого не волнует, кто на самом деле все эти леди, главное – прикид и тусовка, то зрители федерального канала вправе задаться вопросом: почему эти посетители различных "пати" светятся на экране? Почему это дочка покойного Анатолия Собчака в компании с молодыми людьми – светская героиня? Ну ладно, депутат Митрофанов – он везде лезет. Но всяческие двух слов связать не умеющие блондинки (почему-то именно их – большинство), актеры погорелых театров, какие-то малоизвестные производители поддельных брендов и прочие раскрашенные личности выбираются по какому принципу? На бесптичье и известная часть тела – соловей?
Однажды мне довелось по журналистской надобности побывать на каком-то мероприятии. Г-жа Игнатова с оператором только-только ввалились в зал. "Так, – услышал я за спиной шипение, – опять одна шелупонь, никого, кроме Макаревича, не вижу..." Мне даже жалко стало съемочную группу – ведь как права ведущая, черт возьми.
А тут недавно я видел Ирму в другой передаче – "Принцип домино", где она честно призналась – нет у нас соответствующего названию ее программы социального слоя. Ну тогда на кой ты ее делаешь, спрашивается? Дальше ведущая сказала, что она "человек верующий", и возникает вопрос номер два: разве ты не понимаешь, что телевизор – это не игрушка, а серьезное информационное оружие? Что прививка не просто дурного вкуса, а отвратительной мелкобуржуазной идеологии должна противоречить всем принципам не только "верующего", но и просто приличного человека? На волне борьбы с идеей буржуазности в ее самых мелочных и отвратительных проявлениях в свое время большевики революцию сделали. А тут на голубом глазу каждый день по общероссийскому каналу нам орут: жрите, пейте, одевайтесь в дорогой хлам, прожигайте время, тратьте свои миллионы безбоязненно. Конечно, последнее относится в основном к тем, безымянным, с дурацкой приставкой, но их-то большинство среди героев белокурой Ирмы! И если это наш "высший свет", то пускай его еще сто лет не будет, чем радовать глаз одними и теми же пустобрехами, к тому же обычно изрядно поддатыми к моменту, когда их снимают.
Что можно возразить (только не надо про "не нравится – не смотри")? Ну, например: почему публика не может знать своих героев? Люди хотят красивой жизни и проч. Но в передаче про "светское" начисто отсутствует какая-либо "жизнь". Вопросы ведущей не идут дальше "А почему вы надели сегодня этот галстук, вам кажется, он и впрямь гармонирует с цветом ваших трусов?". И все в таком же духе.
Ладно, иронии и критичности от блондинки, которой, в отличие от героини Бейсингер, я бы дал прозвище "нос", трудно ожидать, это мы понимаем. Но хотя бы малейшей игры фантазии, любого отвлеченного вопроса, какой бы то ни было репортерской живости, остроты помимо "ой, ай, а вы сюда еще никогда не заглядывали, ну и что скажете, приятный интерерчик, ха-ха-ха...". Брррр, так и хочется сказать – кто тебе, деточка, камеру доверил?
Мой пафос не касается права на существование подобной передачи. Инвестор платит, оператор снимает, ведущая с микрофоном задом крутит – нет проблем. Дела идут – контора пишет. Но ведь это единственная на нашем телевидении подобная передача. Помимо общей бездарности идеи, пошлости и гадостности самой этой тусовки, ее мелкобуржуазной слюнявости и т.п. – она создает имидж не только каналу, но и нашему обществу в целом.
Не хотите вы признать, что нет в России светской жизни как предмета для обсуждения – ваше право. Но почему вы навязываете мне мысль о том, что люди, засветившиеся в этой передаче, – воплощение понятия "высший свет"? Всё в действительности с точностью до наоборот. По-настоящему светские люди (если такие где-то у нас и обретаются) закроют рукой микрофон этой Кити Игнатовой и брезгливо прошмыгнут мимо камеры. Кому захочется в одной компании с "братанами" светиться?
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности