Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Министры туризма стран АСЕАН в конце января с.г. провели встречу, целью которой были поиски путей развития этой отрасли в условиях, когда мир стоит перед угрозой войны в Ираке. В начале ХХI века туризм этого региона оказался в крайне тяжелом положении: многие страны призвали своих граждан избегать поездок на Восток в связи с повышенной террористической опасностью, особенно после теракта на индонезийском курорте Бали в октябре прошлого года. На встрече министры говорили об огромных потерях, которые сегодня несет многомиллиардная туристическая отрасль региона. В итоговом заявлении, по сообщению РИА "Новости", говорилось, что "лишь две страны АСЕАН – Таиланд и Вьетнам – считаются сегодня относительно безопасными для иностранных туристов. Предполагается, что главы туристических ведомств АСЕАН предложат перефокусировать внимание отрасли с западного направления на восточное, в первую очередь на азиатские государства – Китай, Южную Корею и Японию".
Еще не начавшаяся война против Ирака уже ударила по Ближнему Востоку: "жаркие страны" отпугивают европейцев. В первую очередь, они боятся новой волны терроризма. Кроме того, из-за войны может начаться удорожание страховых полисов на 15-20%, а некоторые линии, прежде всего в Персидском заливе, вовсе не будут подлежать страхованию, как это уже было в 1991 году.
Но всё вышеперечисленное может оказаться "цветочками" по сравнению с проблемой авиаперевозок, которая, безусловно, возникнет с началом войны. Комментирует Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:
"Во-первых, теоретически воздушные трассы, по которым мы летим в Египет, Турцию, Эмираты или Иорданию, могут пересекаться с трассами военных самолетов, что само по себе уже опасно. Авиакомпаниям придется менять маршруты, чтобы миновать опасные территории, а это удлинит перелет и повысит стоимость поездки. Дело в том, что самолеты, которые чаще всего летают на этих направлениях – Ил-86 и Ту-154, – могут лететь с полной загрузкой без дозаправки всего пять с половиной часов. Если облет не сможет уложиться в это время, нужно будет садиться для дозаправки, а это как минимум неудобно для туристов. Без дозаправки самолеты смогут долететь только с неполной загрузкой, что тоже удорожает авиабилет, ведь общая цена рейса при этом не изменится. А более шести часов без дозаправки у нас могут лететь только самолеты Ил-62, рейсы которых очень дороги, Ил-96, которых всего около 10 в России, Ту-204, которых всего 6, и Ту-214, которых только 2. Ясно, что такого количества самолетов для столь массовых направлений явно недостаточно".
Всё это обостряется постоянным снижением количества пассажиров. Многие авиакомпании и так сильно пострадали после 11 сентября, и до сих пор часть туристов предпочитают не летать, если у них есть выбор. Например, руководство авиакомпании Deutsche Lufthansa AG заявило о том, что в случае военных действий против Ирака объем пассажиропотока в нынешнем году может сократиться на 20%. Но даже если проблема авиаперевозок будет решена, в странах, расположенных в потенциально опасном регионе, в случае начала войны может начаться масса внутренних проблем.
Одной из таких стран является Турция, одно из самых любимых россиянами туристических направлений. Объясняется ее популярность, прежде всего, дешевизной здешнего отдыха. Кроме того, Турция еще и очень активно себя рекламирует, тратя в последние годы 7-9 миллионов долларов только на рекламу в СНГ. Разумеется, турецкие власти уверяют, что туристам в их стране ничего не грозит, но так ли это? Для Турции основную угрозу представляет не война в Ираке как таковая. У нее есть своя головная боль – курды и местные террористы. Многие помнят серию взрывов, потрясших страну в 1994 году, и курдские волнения 2000 года, связанные с арестом Оджалана. Тогда десятки туристов погибли или пострадали от рук курдских боевиков. В случае начала войны в Ираке не исключено, что одновременно с курдами активизируются и радикальные исламисты, которые наверняка захотят отомстить за захват Ирака. Кроме того, Турцию могут захлестнуть неконтролируемые потоки беженцев.
Иордания не меньше обеспокоена предстоящей войной. Здесь боятся не столько военных действий, сколько стремительного падения экономики. Дело в том, что Ирак – главный торговый партнер Иордании и единственный поставщик нефти и топлива. В обмен на продукты, медикаменты и одежду Иордания получает нефть по минимальным ценам. Иорданская промышленность, торговля и транспорт зависят от ситуации в Ираке напрямую. Соответственно, может быть поражен и туризм. Плюс ко всему, Иорданию тоже может ждать поток беженцев, поэтому вполне возможно, что, как только начнется война, страна просто закроет границы. Впрочем, второй секретарь посольства Иордании в РФ господин Рамзи Юсеф уверил нас, что Иордания – замечательная страна для туристов, люди там воспитаны в духе уважения к своим гостям и сделают все возможное для обеспечения их безопасности.
Несмотря на то, что Объединенные Арабские Эмираты находятся от Ирака примерно на таком же расстоянии, как Грозный от Москвы, они тоже наверняка почувствуют на себе отголоски военных действий. Сейчас вроде бы всё гладко: наращивание военного присутствия США вокруг Ирака пока не сказывается на туристическом потоке, загруженность отелей остается высокой и превосходит показатели прошлого года примерно на 8-10%, что, возможно, связано с недавно закончившимся Дубайским шоппинг-фестивалем. Как сообщил нам директор представительства Департамента туризма и коммерческого маркетинга правительства Дубая в России Сергей Канаев, "какие-либо изменения внешнеполитической обстановки в регионе, связанные с началом военных действий, ни в коей мере не способны повлиять на стабильность внутренней ситуации в Дубае, а тем более нарушить традиции гостеприимства и радушия, свойственные для жителей Эмиратов. Как показывает опыт войны в Заливе и военной операции в Афганистане, удаленность ОАЭ от района возможного конфликта исключает какое-либо прямое воздействие на территорию страны в результате боевых действий в Ираке. Согласно рекомендациям ИКАО (Международной организации гражданской авиации), уже давно определены безопасные коридоры для пролета воздушных судов. С 1990 года эти коридоры обходят Ирак. И если военные действия в Ираке все-таки начнутся, то пролет самолетов по некоторым маршрутам может быть изменен, что приведет к незначительному (на 15-20 минут) увеличению продолжительности полета". Однако это увеличение продолжительности маршрута может влететь для наших туристов в копеечку. По сообщению интернет-издания "Русские Эмираты", для покрытия страховочных рисков, связанных с возможной войной в Ираке, все авиалинии с 1 марта введут денежные надбавки от 10 до 15 центов за килограмм топлива – об этом заявил один из подкомитетов Dubai Cargo. Местные надбавки на топливо составят 55 филзов (15 центов) за килограмм на европейском, среднеазиатском и американском направлениях, и 30 филзов (8 центов) за килограмм на ближневосточном направлении.
Зато возможная война в Ираке вряд ли сможет отрицательно повлиять на число туристов, приезжающих в Израиль, хотя бы потому, что туризм в этой стране уже и так провалился до уровня 1966 года. В прошлом году вместо ожидаемых 3,5 миллионов туристов в страну приехало меньше миллиона. Однако Израиль, пожалуй, относится к безопасности туристов наиболее ответственно. Как объяснила нам госпожа Севиль Алаев, атташе по туризму и директор представительства Министерства туризма Израиля в России, "уже сейчас каждый отель снабжен необходимым количеством противогазов и лекарств, а работники отелей обучены, как оказать помощь в случае опасности. Еще не въехав в Израиль, вы можете заказать для себя и своей семьи противогазы, которые вам выдадут прямо в аэропорту "Бен Гурион". Для этого нужно только представить паспорт, заполнить определенный бланк и внести залог в 200 шекелей, 100 из которых вам вернут, когда вы будете уезжать. И если вдруг начнутся военные действия, которые затронут Израиль, все туристы будут немедленно вывезены на родину за счет правительства, которое относится к этому с максимальной ответственностью".
Специалисты Российского союза туриндустрии предсказывают повышение стоимости перелетов в Египет. Полеты туда проходят над территорией Украины, Турции, Кипра и могут пересекаться с военными трассами. Стремление же облететь район обернется для путешественников удорожанием путевки. Однако господин Саид Нофаль, советник по туризму посольства Египта в России, глядит на вещи более оптимистично: "Я не думаю, что события в Ираке могут как-то отразиться на количестве туристов, приезжающих в Египет. Нас это вообще не затронет, потому что Египет и Ирак разделяют Красное море и территория Саудовской Аравии, а это огромное расстояние".
Война в Ираке, безусловно, повлияет и на туризм в регионах, далеких от этой страны. Например, министр развития туризма Греции Акис Тсохадзопулос заявил, что война, еще не начавшись, уже "мешает жить" их сфере туризма. По его словам, неуверенность на рынках привела к большому сокращению спроса на туристические услуги. В результате, как сообщает РИА "Новости", крупные туристические операторы оказывают давление на туристическую отрасль в Греции с требованием снижать цены.
В Великобритании и США в случае войны возможна волна терактов. Мэр британской столицы Кен Ливингстон говорит, что война с Ираком нанесет ущерб туристическому сектору Лондона в размере $1,5 млрд., что поставит эту отрасль на грань рецессии. Воинственные высказывания Белого дома оборачиваются падением деловой активности и для отелей, ресторанов и прочей туристической инфрастуктуры Нью-Йорка. Американские хотельеры считают, что состояние дел в гостиничной отрасли страны напоминает сейчас годы Великой Депрессии: загруженность номеров за 2002 год составила 59,5%, что стало одним из самых худших показателей за последние 75 лет. На 2003 год они предсказывают 60,1% заполняемости.
* * *
Итак, куда поедут российские туристы, если все перечисленные выше направления окажутся провальными? Как прогнозируют специалисты, многие просто останутся в России: без виз, нервотрепки и страха. Кроме того, россияне вероятно откажутся в этом году от двух любимых направлений – Испании и Кипра: над пляжами Испании висит нефтяная угроза с затонувшего танкера "Престиж", а Кипр собирается вводить визы, что обычно снижает турпоток на 25-30%. Европейские направления будут терять популярность и в связи с ростом евро.
Поэтому можно предположить, что любимыми местами для отдыха в этом году, скорее всего, станут Тунис и уютная и безвизовая Хорватия, где, к тому же, для наших практически нет языкового барьера. Поднимет рейтинг сравнительно недорогая теплая Румыния, в которую тоже пока не нужны визы, и старая добрая Болгария, которая визы хоть и ввела, но в этом сезоне собирается тратить на их оформление не более 24 часов.
Однако не исключено, что даже если военные действия начнутся, наши будут продолжать ездить и в Турцию, и в Египет, и в Эмираты. Как говорит Ирина Тюрина, у россиян иммунитет против опасности и они меньше всех подвержены страхам. Россия вообще постоянно спасает чей-то туристический бизнес: например, после расстрела туристов в Луксоре в 1996 году, когда погибло около 70 граждан Германии и Швейцарии, все европейцы из Египта ушли. Страна снизила цены на путевки, и в Египет хлынули россияне.
Так что, если будет решена проблема авиаперевозки и введут солидные скидки, наши туристы все-таки полетят в жаркие страны. Они чувствительны к разнице в 100 долларов, а такими мелочами, как военные действия, их не испугать.
Материал подготовлен туристическим порталом "TravelOnline".
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности