"Хомяки" и их место в виртуальном зоопарке

Хотя "хомяк" в традиционном понимании уже мало кого интересует, персональные странички на интернет-просторах следует завести если не каждому активному пользователю, то каждой фирме и каждому серьезному специалисту

Немногие интернет-сервисы удостоились сленговых наименований. В числе этих немногих – домашние страницы (home pages): рунетовцы называют их "хомяками".

...Одно время почти каждый подключившейся к Интернету считал своим долгом сделать собственную домашнюю страничку на сервере провайдера. "Хомякам" пророчили большое будущее, в котором им отводилась роль основного механизма для реализации самого красивого мифа, связанного с Интернетом.

Интернет тогда считался всеобщим уравнителем. Дескать, каждый подключившийся к Сети может создать свою домашнюю страничку, написать там о себе все, что он желает поведать миру, и даже поместить свою фотографию и портрет любимой кошки (жены, машины, собаки – кому что больше нравится), т.е. во весь голос рассказать о себе людям. А раз такая возможность есть у всех и каждого, значит, Интернет уравнивает между собой абсолютно всех пользователей. На заре интернетизации на базе таких умозаключений выстраивались любопытные теории, которые сейчас интересны разве что нарождающемуся племени "интернет-археологов".

В реальности, как всегда, все оказалось несколько иначе. Технология позволяет каждому пользователю Сети завести себе домашнюю страничку, которая действительно, как и всякий web-ресурс открытого типа, будет доступна любому пользователю Интернета. Но захочет ли этот пользователь на нее зайти? Сейчас мы знаем ответ: без особой необходимости – не захочет. Расплодившиеся "хомяки" в подавляющем большинстве случаев перестали привлекать даже знакомых, что уж там говорить о пользователях из других стран... Однако жизнь и приключения домашних страничек в Интернете многое помогли понять активному пользователю.

Наличие мощных технических средств для разработки ресурса не гарантирует хороший результат. Любой электронный документ, даже если это простенькая web-страничка, должен быть оформлен грамотно. Несмотря на то, что каждому "хомякостроителю" доступно огромное количество средств для создания HTML-документов, а также готовых компонент для web-страниц (кнопочек, линеечек, фончиков-подложечек и т. д.), объединить все это многообразие в нечто радующее глаз, да к тому же хорошо читаемое, может далеко не каждый. В результате подавляющее большинство всех домашних страниц можно использовать в качестве иллюстраций к пособию о том, как их не надо делать. Пользователь, попав на такие вот невразумительные ресурсы, скорее всего, убежит без оглядки, даже не попытавшись прочесть размещенные там материалы. А прочесть, кстати, зачастую не так-то просто...

Языковой барьер никуда не исчезал. Текст, написанный кириллицей, кроме рунетовцев (к коим, кроме россиян, стоит причислить жителей постсоветских республик) в общем случае поймет разве что этнический болгарин или серб; для остальных интернетчиков используемый нами алфавит – почти то же, что для нас китайская грамота. Технологии сделали электронные документы на других языках вполне доступными для лицезрения, но не для понимания.

Случайно на домашние страницы никто никогда не попадет. Слишком много их страниц в Интернете. Если вы хотите, чтобы на вашу страницу заходили люди, их нужно туда привести. Способов много, и реклама – только один из них. Ресурс следует "прописать" в машинах поиска и в каталогах, адрес странички следует использовать как в онлайновой, так и в офлайновой переписке, и т. д. В общем, "хомяка" нужно раскручивать всеми доступными способами.

Завлечь один раз – не проблема; заставить вернуться – действительно непросто. Основная проблема "хомяков" – редкое обновление, если оно вообще производится. А заставить человека вернуться можно или за новым сервисом, или за новой информацией. Признайтесь: у вас в жизни происходит достаточно событий, чтобы хотя бы раз в неделю рассказывать о них миру? У вас достаточно времени и сил, чтобы производить хотя бы еженедельное обновление своей странички? Вы сможете делать это регулярно? Думаю, не более процента пользователей могут утвердительно ответить на все три вопроса и не солгать при этом.

Так что домашние странички никогда не могли, не могут и не смогут тягаться с большими интернет-ресурсами, которые сделаны профессионально, регулярно обновляются и узнать о существовании которых обычному пользователю очень просто.

Сказанное справедливо и для "хомяков" компаний. В период интернет-бума история с "хомяками" повторилась, только "хомякостроением" занимались компании. Идеология была все та же: если, дескать, сайт может сделать как корпорация BMW, так и ООО "Батарейкинъ и партнеры", и оба эти сайта будут одинаково доступны из любого места на интернет-просторах, то обе структуры имеют равные шансы на успех в новом бизнесе. На деле история с фирменными "хомяками" в точности повторила ситуацию с "хомяками" персональными. И это еще раз продемонстрировало миру, что Интернет не является всеобщим уравнителем ни для человека, ни для структуры.

Правда, сейчас тенденция такова, что фирме, даже не очень крупной, уже нельзя не иметь собственный сайт. По сути, его содержимое может быть расширенной версией корпоративного рекламного буклета. Представительство в Сети стоит иметь даже компании, предоставляющей локальные услуги (в городе или отдельном районе города) и имеющей небольшое количество заказчиков (сотни или тысячи, а не миллионы). Во всяком случае, это и солидности прибавит, и телефон фирмы позволит немного разгрузить.

Все чаще создавать свои "хомяки" приходится представителям "кинетической элиты". Напоминаю, что таким словосочетанием называют ультрамобильных специалистов, обычно обладающих высочайшей квалификацией, но в узком направлении. Специалисты по восстановлению данных на поврежденных винчестерах, по тушению пожаров на буровых скважинах, start-up-менеджеры и многие другие специалисты не имеют постоянной работы, их обычно приглашают клиенты из самых разных уголков мира. Ну или, как минимум, из разных регионов страны. Или города. Такие специалисты сегодня должны иметь персональные сайты, которые также являются своеобразными рекламными буклетами с информацией о самих себе и своих успехах. Этакое расширенное онлайновое резюме.

Итак, хотя "хомяк" в традиционном понимании уже мало кого интересует, персональные странички на интернет-просторах следует завести если не каждому активному пользователю, то каждой фирме и каждому серьезному специалисту. Лозунг "Если вас нет в Интернете – значит, вы не существуете вообще" в новом веке обретает смысл и в нашей стране. Однако он уже не имеет никакого отношения к красивым сказкам периода раннего Интернета, рассказывающим о том, как с помощью простого "хомяка" любой интернетчик может стать гражданином мира и сравняться в киберпространстве с папой римским или Биллом Гейтсом.


Полную версию материала можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Читайте также

Выбор читателей