Густое смешение стилей

Автор культового кино о вампирах эпохи хайтека снял фильм о британском поп-арте и наркотиках в своем коронном стиле. Сюжет избитый, но сделано все с любовью к спецэффектам. Еще бы бюджет побольше...

В последний момент (The last minute)
США – Великобритания, 2001
Режиссер: Стивен Норрингтон
В ролях: Макс Бизли, Эмили Корри, Том Белл


Во-первых, надо понимать, что этот фильм снял не кто-нибудь, а создатель чумовых спецэффектов в таких шедеврах как "Чужие" и "Молодой Шерлок Холмс". Во-вторых, это не первый опыт режиссера Стивена Норрингтона – дебютировал он в 1994 году фильмом "Машина смерти". В-третьих, и это самое важное, в 1998-м он снял за $45 млн. боевик про вампиров "Блэйд", покоривший публику спецэффектами, в какой-то мере предвосхитившими аналогичные в "Матрице".

К тридцати семи годам – возрасту гениев – Норрингтон решил создать кино своеобразное, загадочно-вычурное и совсем не мэйнстримовское. Ну, не то чтоб решил, а, по его собственному признанию, денег не было. Зато был опыт, задор и успех собрата по профессии Гая Ричи, придумавшего-таки, как вне Голливуда снимать клевое и продвинутое кино.

"В последний момент" – артхаусный проект по идее и весьма занимательное зрелище по картинке. В принципе, подвел только сценарий.

Молодой художник-авангардист Билли Бирн, которого играет Макс Бизли (ужасно похожий на Эвана МакГрегора до того, как он стал мировой звездой), рассказывает на протяжении почти двух часов историю своих неудач. Поначалу его жизнь складывается феерически. Модные тусовки, поездки по всему миру... Но чуваку неймется, он чувствует, что наступил кризис жанра. В какой-то момент его подставляет друг, умеющий пользоваться высокими технологиями лучше Бирна. Мы так и не узнаем, в чем суть творческих разногласий художника с его импресарио, поскольку вся вторая половина сюжета этот момент игнорирует.

Билли встречается с – о ужас – наркотиками и не может сказать им "нет". Знать, такова судьба всех модных творцов... Параллельно его начинают одолевать страхи, возникает депрессия, и спасается наш герой только тем, что становится драгдилером в какой-то готической тусовке. Возникает сложная система переплетающихся сюжетов, в которой черт ногу сломит, но в финале все перипетии заканчиваются волевым актом отказа от опасной зависимости.

Кино не политкорректное: все персонажи – белые, а любимая девушка Билли так и остается в лапах наркобаронов, которые по ходу ленты убивают всех врагов и друзей главного героя, их соседей по трущобам, а также случайных прохожих на улице.

В общем, перед нами криминальная комедия, плавно или не очень балансирующая на грани трагифарса с элементами психодрамы. Да, дорогие зрители, именно так все заморочено – непростое вам предстоит испытание. Я не то чтобы считаю подобный сюжет плохим, но уж очень он затянут. Ведь с первого до последнего кадра ясно, что делался фильм не для наррации или "послания", а чтоб отточить руку в съемках разнообразных ракурсов. В этом, надо отдать должное режиссеру, он искусен. Картинка сама по себе часто настолько лучше смысла, что почти не становится скучно. Действие рваное, нервное, стили намешаны так густо, что всем, кому интересен кинопроцесс сам по себе, советую оценить это зрелище с технической точки зрения. Развернуться как режиссеру на полную катушку Норрингтону не удается, но технологических наворотов всяческих он напихал в свой фильм по самые дубы-колдуны.

"В последний момент" весь состоит из более или менее тщательно завуалированных цитат, повторов и намеков. Да, его пространство не самодостаточно – это оживший фотоальбом "по мотивам" шедевров авторского кино предшественников. Но в плотной атмосфере криминально-эротического марева то и дело встречаются довольно яркие и смешные оазисы посторонних смыслов. Это плоды серьезной интеллектуальной, я бы даже сказал, культурологической работы автора. Возникает ощущение, что Норрингтону надоело слыть постановщиком спецэффектов. Он хочет вызвать эмоциональную реакцию, для чего, как всякий британец, призывает на помощь чувство юмора. Довольно примитивный сюжет наполнен фантастическими подробностями жизни обитателей лондонского дна, на которые сами по себе интересно смотреть. Скажем, одной из центральных сцен становится вечеринка садо-мазо-некро-зоо-и-так-далее-филов, где герой впервые встречается с гангстерами, главарь которых любит закосить "под Синатру" – после кровавых разборок он всегда поет караоке. Внезапно действие переносит нас в общество шерлокхолмовских героев, живущих тайной жизнью в подземелье и грабящих мирных англичан с ловкостью фокусников. Экранное пространство наполнено маленькими подробностями и гэгами настолько густо, что от нелепой фабулы можно и отвлечься.

Собственно, в том и заключается идея – построить целый мир из не вошедших в работы великих учителей эпизодов. Норрингтону это удается. Всё достоинство картины – в очень тщательном воссоздании этого выдуманного мира. А смотреть на чужой художественный мир всегда интересно.


С 21 ноября только в кинотеатре "35ММ".

Читайте также

Выбор читателей