Новые книги на старом месте

Побывав на ВВЦ, наш корреспондент встретилась с представителями четырех издательств из двух российских столиц и задала вопрос: какие серии или проекты могут быть интересны читателям "Yтра"?

С 4 по 9 сентября на ВВЦ происходило крупнейшее событие в книжном мире России – Международная книжная ярмарка, пятнадцатая по счету. Нынешняя ММКЯ не так богата дизайнерскими выкрутасами, как прошлогодняя: издательство "Олма", например, решило еще раз использовать "книжный замок", сделанный год назад по эскизам Юрия Грымова. Очевидно, сказалось повышение НДС и отмена налоговых льгот для издательств – правительственная акция начала года, изрядно потрепавшая издательские финансы и затормозившая начавшийся было расцвет российского книгопечатания. "Мы тогда всерьез раздумывали, что лучше сделать: повысить цену на книгу или реально уменьшить тиражи, – поделился впечатлениями Алексей Шехов, заместитель PR-директора издательства "Эксмо". – Благо, здравый смысл в правительстве победил, НДС снизили в 2 раза, и с марта-апреля начался рост, пошла обычная работа. Теперь, если все останется как есть, мы даже планируем постепенно заменить газетную бумагу белой офсетной, более качественной".

"Можно сказать, повышение НДС сыграло нам на руку, – пошутил коммерческий директор "Олма-Пресс" Игорь Янак, – потому что издательство за этот год мобилизовало все свои резервы, сплотилось – произошла реальная консолидация наших сил". Заместитель гендиректора "Азбуки" Алексей Гордин высказался более неприязненно: "Это просто безобразие, что, говоря о пропаганде чтения, государство выкидывает такие штуки. Богатые издатели, которые ездят на "Мерседесах", не обеднеют – да и дело не в этом! Экономика книгоиздания – не нефтяная, это достаточно небогатая сфера, здесь работают те люди, которые действительно хотят этим заниматься: деньги в книги вкладывают только энтузиасты. Поэтому повышение налогов сказывается на покупателе – оно объективно, неизбежно приводит к удорожанию книг и снижению тиражей".

Впрочем, государство одумалось, и издатели оправились от пережитого шока. Дальним следствием налогового нападения правительства на книгоиздателей стала некоторая скромность нынешней ярмарки, не особо избалованной посещениями видных политиков и интересными презентациями. Конечно, встреча с модным сейчас бразильцем Пауло Коэльо, организованная издательством "София", а также встреча с Масяней на стенде "Олмы" способны, в силу своевременности или зрелищности, затмить все остальное. На этом фоне особенно заметна презентационная активность "Эксмо", пригласившего на свой стенд таких известных авторов как Татьяна Толстая, Виктор Ерофеев, Людмила Улицкая, Леонид Юзефович, а также Ю.Никитина, Д.Донцову, Н.Перумова, В.Головачева. Интересными событиями стали пресс-конференции с классиками детективного жанра – Александрой Марининой ("Эксмо") и Иоанной Хмелевской ("У-Фактория").

С точки зрения деловой жизни крупным событием пятнадцатой ММКЯ стал визит директора Франкфуртской книжной ярмарки Фолькера Нойманна. Он связан с тем, что в следующем году Россия станет специальным гостем во Франкфурте. И это не удивительно! Ибо отсутствие внешнего блеска на ММКЯ свидетельствует скорее о возросшем внутреннем содержании, чем о снижении интеллектуального потенциала. Можно порадоваться тому, что нынешняя ярмарка показала не только (и не столько!) соотношение издательских сил, сколько реальные изменения в российской культуре.

Побывав на ВВЦ, я встретилась с представителями четырех издательств из двух российских столиц и задала им один и тот же вопрос: какие серии или проекты, начатые в 2002 году, наиболее интересны читателям? Вот что они ответили:

Алексей Шехов, "Эксмо":
"Книги Людмилы Улицкой и Татьяны Толстой интересны по умолчанию. Не исключаю, что будут читать также Маринину, потому что ее последняя книжка "Фантом памяти" – это не детектив, а произведение, имеющее более философскую направленность, и детективная линия там является не превалирующей, а вспомогательной. В дальнейшем мы будем развивать серию современной прозы: это Улицкая, Липскеров и Светов (оба заявлены в Длинном списке Букера), Баян Ширянов и другие".

Игорь Янак, "Олма-Пресс":
"Одной из новаций года стала серия "Оригинал" – собрание современной русской нежанровой прозы. Ее главный редактор Борис Кузминский очень тщательно отбирает произведения, являющиеся в первую очередь качественными с художественной точки зрения. Сейчас многие обратились к внутреннему миру, и эта проза нашла своего читателя".

Алексей Гордин, "Азбука":
"Практически все, что мы выпускаем, предназначено для интеллигенции. Даже когда речь идет о жанровых проектах, в том числе и фэнтези, мы выбираем авторов и переводчиков, которые принимались бы достаточно образованной и начитанной аудиторией. Интересной для ваших читателей может быть серия "Библиотека Стилорум", где выходят самые разные авторы, которых можно отнести к людям, имеющим собственный стиль: Кундера, Павич, норвежские писатели Николай Фробениус и Эрлинд Лу. Родной для Интернета проект – это наш автор Хольм ван Зайчик, чья проза больше чем просто развлекательная. Новый проект "Рэдволл" – также "сетевой" (более 30 официальных сайтов за рубежом), это приключенческий сериал английского писателя Брайана Джейкса, второй после Толкиена по количеству фэнства".

Максим Петров, "Амфора":
"Петербургская публика в большей степени богемная, элитарная, чем в Москве, и наша литература предназначена именно для нее. Радует тот факт, что читательский интерес в Москве за последние два года к книгам "Амфоры" значительно возрос, в частности, к таким авторам как Х.Мураками. Мы наблюдаем, что и в Москве народ стал тянуться к элитарной литературе".


Проанализировав все вышесказанное, а также прогулявшись по стендам других издательств, я сделала свои выводы. Каковые, надеюсь, понравятся вам так же, как и мне.

Книжная ярмарка номер 15, если взять ее в качестве индикатора читательских интересов, демонстрирует медленное, но верное перемещение сих интересов в сторону современной художественной прозы. Которая, в свою очередь, так же неторопливо дрейфует по направлению к лучшим зарубежным образцам, включая в арсенал своих средств занимательную интригу, четко проработанный сюжет, экзотический антураж – все то, что привлекает и увлекает людей независимо от возраста, пола и уровня образования. При этом не остаются забытыми и философско-мировоззренческие проблемы, и сложные психологические искания, и специфика писательского ремесла, то есть интересная работа с языком – тем самым, великим и могучим.

Если еще год назад было модно сетовать о конце русской словесности, о смерти автора и погибели языка, то теперь, по-моему, стоит приглядеться повнимательнее к тому, что ложится на прилавок. Может быть, смерть литературы была на самом деле технической заминкой перед ренессансом? И ныне мы наблюдаем рождение чего-то совсем нового, неизвестного? Одним словом, "будем посмотреть". Почитаем, подумаем. Ведь не литературные премии делают литературу, и не они, подчас насквозь предсказуемые и претенциозные, свидетельствуют о ее жизненности. Нет, главным в этом процессе остается наше с вами желание купить вон ту книгу, а еще вот эту, и того автора, и этого – ой, денег, кажется, на все не хватит!..

Выбор читателей