Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В последней редакции проект был подкорректирован Минфином. По сравнению с первоначальным вариантом в новой редакции увеличен объем доходов, которые составят 2400,8 млрд. рублей, или 18,4% от ВВП (в изначальном варианте – 2370,3 млрд. рублей (18,5% ВВП)). Расходная часть увеличена до 2328,8 млрд. (17,9% ВВП) против 2271,1 млрд. рублей (17,7% ВВП) в прежней редакции. Непроцентные расходы возросли с 1644,2 млрд. (12,8% ВВП) до 1693,2 млрд. рублей (13,0%). Соответственно, профицит снизился с 99,1 млрд. (0,8%) до 72,1 млрд. рублей (0,6% ВВП).
Стоит заметить, что прогноз исполнения бюджета этого года тоже был отчасти пересмотрен: повышены доходы и расходы и понижен профицит, который составит 58,3 млрд. рублей.
В целом, с учетом внесенных изменений новые параметры главного финансового документа не сильно отличаются от предыдущей редакции, представленной в июне этого года. Более того, проект бюджета-2003 в значительной степени выдержан в тех же традициях, что и бюджеты последних нескольких лет. В новом документе прослеживается всё та же тенденция на поддержание профицита. Пожалуй, определенного внимания заслуживает некоторое снижение непроцентных расходов (по отношению к ВВП). Об этом достаточно давно говорили в правительстве, но до последнего времени дальше разговоров дело обычно не заходило. Теперь, судя по всему, правительство все-таки намерено ужесточить свою политику в отношении расходов с целью сохранения стабильности в финансовой системе.
Кроме того, проект бюджета-2003 отличается более скромными прогнозами бюджетного профицита. Возможно, у кого-то это может вызвать опасения с учетом того обстоятельства, что в следующем году России предстоят самые крупные (порядка $17 млрд.) выплаты по внешнему долгу. Однако даже если по каким-либо причинам в следующем году Россия сама не пожелает вновь вернуться к разговорам о реструктуризации долга, высокие (пожалуй, слишком высокие) объемы золотовалютных резервов будут надежной страховкой от дефолта.
Здесь, пожалуй, стоило бы обратить внимание на другое. Преодоление Россией пика платежей 2003 года, в принципе, не вызывает сомнений с учетом все того же заложенного профицита бюджета. Определенное беспокойство вызывает скорее сам прижившийся у нас принцип профицитного бюджета. Учитывая, что формирование профицита происходит в основном за счет сдерживания бюджетных расходов, этот момент можно охарактеризовать как своего рода "постдефолтный синдром". Но впоследствии, когда ситуация с внешним долгом будет окончательно нормализована, профицитный бюджет может превратиться в фактор, сдерживающий поступление денег в экономику и подавляющий экономический рост.
Конечно, не стоит забывать и об основном на сегодня "бюджетообразующем" факторе – нефтяном рынке. Во многом благодаря именно благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков Россия без особого труда может позволить себе бездефицитный бюджет, чего не было уже достаточно давно. Учитывая потенциальную опасность резкого ухудшения конъюнктуры, а следовательно, и падения доходов бюджета, нынешняя бюджетная схема могла бы казаться оправданной, но практика показывает, что мировой нефтяной рынок продолжает оставаться довольно устойчивым, несмотря на угрозу военных действий против Ирака и повышение добычи нефти странами ОПЕК. Нынешний уровень нефтяных цен (заметим, устраивающий Россию) достаточно стабилен, а значит, пока не несет фатальных "сюрпризов" для доходной части российского бюджета.
Таким образом, есть основания полагать, что в достаточно скором времени накопление резервов за пределами бюджета станет нежелательным или даже вредным. Возможно, небольшое снижение размеров профицита в проекте бюджета-2003 как раз и означает, что правительство наконец решило начать постепенный отход от "долговой" экономики.
Ситуация резко обострилась