Супермодель в зомбятнике

Лазерные установки срезают под корень пальцы и крошат бойцов аккуратными бурыми ромбиками. Неповоротливые мертвецы, переломанные и сочащиеся слизью, разделываются, натурально, на мясо. Ужас, ужас!

Обитель зла (Resident Evil)
США, 2002
Режиссер: Пол Андерсон
В ролях: Мила Йовович, Мишель Родригес, Эрик Мабиус


Бригада корпоративного спецназа во главе с длинноногой красоткой Алисой (Йовович) шарится по подземному научному комплексу. Там, в прохладе пустых коридоров и вентиляционных шахт, в бескрайних подземных ангарах и склизких отсеках канализации, в вымерших офисах и затопленных лабораториях, вырвался на свободу экспериментальный вирус. Сотни клерков и лаборантов, умерщвленных системой безопасности, разом превратились в пустоглазых зомби. Безобразных. Настырных. И неописуемо страшных.

Пол Андерсон, режиссер со скудной, но красноречивой фильмографией ("Смертельная битва", "Сквозь горизонт", "Солдат"), снял главный триллер этого лета – брутальный, адреналиновый, давящий. "Ужастик", заражающий паранойей почище "Комнаты страха" Финчера и вызывающий чувство гадливости поболее "Чужих". Достаточно сказать, что по части расчлененки "Обитель зла" переплюнула даже первые тридцать минут "Спасения рядового Райана", общепризнанный шедевр патологоанатомического кино.

С первых же кадров "Обитель..." надежно держит зрителя за гениталии, попеременно то вгоняя в оцепенение, то провоцируя рвотный рефлекс. Лазерные установки срезают под корень пальцы и крошат бойцов аккуратными бурыми ромбиками. Неповоротливые мертвецы, переломанные и сочащиеся слизью, разделываются, натурально, на мясо. Гнусные измазанные сукровицей сторожевые доберманы расстреливаются в упор, и белесая мозговая кашица фонтаном разлетается из-за ушей. Смысла в этом нет решительно никакого – сюжетно фильм описывает три часа, на протяжении которых Алиса со товарищи пытаются спастись из бурлящего зомбятника. Но насилие подается столь щедрыми и вкусными порциями, что про сюжет не вспоминаешь вовсе. Не до него тут.

Триллер этот отлит по клише одной из самых пугающих компьютерных игр современности, "Resident Evil". Андерсон, по его собственному признанию никогда не державший в руках джойстик, тонко и точно передал настрой игры – ощущение пьянящего, пульсирующего в висках, почти поэтического ужаса. Прогулки по безлюдному андеграунду – шепот, мелкие перестукивания, шарканье в темноте – вдруг сменяются взрывным экшном, где драйв задается и картинкой, и радикальным саундтреком (тут вам и Fear Factory, и Rammstein, и Depeshe Mode, и Marilyn Manson, и даже The Crystal Method с почти пелевинским треком "Name Of The Game"). Жуткое, одурманивающее сочетание.

Причем есть у "Обители зла" и второе дно. Которое делает его событием не просто кассовым, а культовым.

Когда-то довелось мне писать для одного глянцевого ежемесячника душещипательную статью о том, как компьютерные игры заживо пожирают кинематограф. Речь шла о вещах воистину ужасных. В статье рассказывалось, как дьяволопоклонническая компания-разработчик Blizzard отсуживает последние миллионы у New Line Cinema, вознамерившейся было снять фильм под названием "Diablo". Описывалось, как за право сыграть полногрудую Лару Крофт насмерть бились десятки топовых (и в основном довольно-таки мелкобюстовых) актрис. Подробно перечислялись раскупленные на сценарии "электронные" блокбастеры: от Макса Пейна и Дюка Нюкема до, представьте себе, Doom'а. Удачно подтасованные факты о сборах, миллиардных оборотах и громадье планов картину создавали удручающую: казалось, что индустрия электронных развлечений действительно пожирает традиционную.

И ничего подобного.

Сегодня, когда экспансия компьютерных игр на большие экраны заметно упорядочилась, вопрос о хищничестве больше не возникает. Речь, скорее, идет о симбиозе, крепком и чрезвычайно выгодном. Для всех.

Слияние разворачивается по трем фронтам. Во-первых, каждый более-менее пристойный кинорелиз теперь поддерживается одной-двумя тематическими играми. Мода на это появилась после того, как доходы от "стратегий" и "шутеров" по мотивам Star Wars сравнились с прибылями от реализации сувенирной продукции. Интерактивный "бонус" есть нынче у всех: у "Людей в черном-2", у "Человека-паука", у "Такси-2", у "Перл Харбора", "ИТИ-Инопланетянина", "Планеты обезьян" и даже у "Брата-2".

Во-вторых, опытные кинорежиссеры сами вовсю пристраиваются к новой кормушке. Так, например, некто С.Спилберг в тандеме с "чернушным" сочинителем Клайвом Баркером сделал в том году экшн Undying – симпатичный, хотя и коммерчески провалившийся.

А в-третьих, компьютерные сюжеты и персонажи переносятся на экран. Но как-то это делается неаккуратненько: и прошлогодняя Лара Крофт, и "Супер Братья Марио", и "Уличный боец" (неловкий мордобой с Ван Даммом и Кайли Миноуг) геймеров и зрителей все больше разочаровывали.

Так вот, в "Обители зла" транспортировка впервые не вызывает нареканий. Возможно, это первый полноценный фильм по мотивам компьютерной игры.

Живая классика.

К просмотру, без сомнения, обязательная.

P.S. Канадские журналисты из The Globe and Mail утверждают, что за последние полгода при загадочных обстоятельствах погибло уже 11 специалистов по бактериологическому оружию. Что бы это значило? Увидим летом 2003-го, в "Обители зла 2".


Смотрите с 18 июля в кинотеатрах "5 звезд", "Ролан", "Формула кино", "Аврора", "Байконур", "Варшава", "Горизонт", "Киргизия", "Ленинград", "Матрица", "Мечта", "Прага", "Солнцево", "Стрела", "Экран", "Каро-фильм 1 и 2", "МДМ-Кино".

Выбор читателей