Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Наибольший интерес для населения представляет позиция, занятая российским правительством и автопромом в отношении автомобилей зарубежного производства. Здесь предусматривается "полная унификация пошлин на иностранные автомобили всех видов вне зависимости от их возраста в размере 25% на период семь лет". Эти семь лет как раз и являются переходным периодом для вступления России в ВТО. Как известно, еще совсем недавно речь шла о 35%-ных пошлинах и массированном вытеснении иномарок-семилеток. Отметая этот план, Касьянов заметил, что "правительство не может решать проблемы отрасли за счет потребителей" (и на том спасибо). Но это вовсе не означает, что владельцев и покупателей авто "от семи и старше" ждет беззаботное существование. Предполагается, что им придется оплачивать обязательное страхование гражданской ответственности (ГО) по более высоким тарифам, нежели владельцам более "свежих" машин. Эта мера выглядит непродуманной. Значительная часть владельцев подобного автопарка – люди с не самыми высокими доходами. Более того, большинство машин "от семи и старше" – отнюдь не иномарки. Преимущественно это изделия отечественного автопрома, техническое состояние и безопасность которых оставляет желать лучшего. Огромное количество россиян продолжает эксплуатировать старые "Жигули", "Москвичи" и "Волги" лишь потому, что не имеет средств на обновление автомобиля. Обязательное страхование ГО по повышенному тарифу приведет к тому, что они будут вынуждены уклоняться от страхования, как это сегодня происходит с обязательным техническим осмотром. Владельца двадцатилетнего "Запорожца" или "Москвича" ничто не заставит платить страховку, близкую по размерам к остаточной стоимости его "любимца", равно как и сдать последнего на металлолом. В результате подобные машины будут представлять двойную угрозу для участников дорожного движения. Во-первых, как источник повышенной опасности из-за неопределенного технического состояния, во-вторых, ввиду невозможности покрытия нанесенного ущерба другой стороне из-за отсутствия страховки.
Что касается собственно иномарок, то здесь, пожалуй, найден некоторый компромисс. Растаможивая иностранный автомобиль, покупателю придется платить не 35% (первоначальная редакция), а 25% его таможенной стоимости. Разрешено ввозить и машины старше семи лет. Однако упраздняется льготный порядок растаможивания автомобилей старше 3-х лет, ввозимых частными лицами. Ранее при ввозе подержанного автомобиля физическое лицо могло выплачивать пошлину не по фиксированной процентной ставке, а в зависимости от объема двигателя автомобиля; теперь всё будет зависеть лишь от стоимости ввозимого автомобиля. Сложно сказать, насколько это сможет воспрепятствовать потоку ввозимых в страну иномарок. Организованные "перегонщики" наверняка найдут способы занижения таможенной стоимости автомобилей. Более того, это как раз открывает путь для более старых машин ввиду их более низкой цены. Тем самым полностью нивелируется любимая идея чиновников о противодействии ввозу в Россию зарубежного автохлама.
И все же подержанные иномарки – не главное. Помнится, долгое время считалось, что новая концепция развития автомобилестроения будет плодом лоббистской деятельности представителей российского автопрома и станет служить исключительно его интересам. Однако итоговый вариант документа удивил всех, причем отнюдь не всех одинаково приятно. Правительство амбициозно заявляет об интеграции российского автомобилестроения в мировую автомобильную индустрию. А это означает слом складывавшихся годами устоев нынешнего российского автопрома. Судя по требованиям, предъявляемым концепцией, время выпускаемых сегодня и планируемых к выпуску завтра морально устаревших "ВАЗов" и "ГАЗов" сочтено. Упор будет делаться на оснащение отечественных машин иностранными комплектующими, прежде всего силовыми агрегатами. Также возможна широкая практика совместного и российского производства зарубежных марок или отечественных марок на основе и технико-технологической базе зарубежных прототипов (наподобие производства а/м "Шкода").
Вопрос с воплощением этих идей по-прежнему упирается лишь в инвестиции и желание зарубежных автопроизводителей работать в России и с Россией. Наш рынок отнюдь не так прост для иностранных автомобильных фирм, как это может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, большинство совместных проектов за последние несколько лет так и не принесли достойного результата. У именитых иностранцев не так много стимулов идти в Россию со своими сравнительно дорогими машинами; разве что жесткая конкуренция на развитых рынках может заставить их начать массовое производство у нас в стране своих стареющих моделей или двигателей и узлов.
Ситуация резко обострилась