Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Одной из точек единства со славными предками является вопрос об интеллектуальной собственности и связанном с ней авторском праве. Первые законодательные акты, направленные на защиту права автора на свое произведение, были созданы в Англии в двадцатые годы XVIII века. Почти триста лет назад! В России авторское право законодательно закрепили только при Сперанском, то есть на два столетия позже. Почувствуйте разницу. В то время как в Европе давно уже существуют не только законы об авторском праве, но и отработанная система их применения, наше судопроизводство до сих пор смутно представляет себе, что делать с посыпавшимися в последние годы прецедентами. Почувствуйте БОЛЬШУЮ разницу. Что уж тут говорить о праве российского автора в Интернете, если и для зарубежья в этой области еще немало проблем!
И все-таки мы об этом поговорим. Потому что число пользователей Рунета растет в геометрической прогрессии. Лозунг "Интернет – каждой домохозяйке!" скоро станет нормой жизни. А что такое Интернет? Энное количество сайтов, каждый из которых содержит энное количество информации, выраженной в виде текстов. Всякий юзер имеет возможность скачивать себе тексты на любую тему килотоннами. А потом, изменив или вовсе удалив имя автора, размещать их на собственном сайте, коли таковой у него заведется. Что частенько и происходит на самом деле. Следовательно, каждый, кто осмелится разместить в Сети свой родной (может быть, ночами выстраданный!) текст, автоматически становится жертвой расхитителей, которым этот текст почему-либо полюбится.
Точно такой же опасности подвергается и любое другое произведение, обнародованное через Интернет, в том числе музыкальное, особенно с момента распространения МР3-технологии. По данным Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), из Сети ежедневно скачивается несколько миллионов файлов МР3 без разрешения правообладателей. То есть незаконно. Впрочем, музыкальные сайты и музыкальное интернет-пиратство – это особая история, со своей спецификой правовой борьбы между оффлайновой музыкальной индустрией и онлайновой торговлей музыкой.
Все те, кто на свой страх и риск создают сайты, чему бы ни посвященные, – под угрозой пиратства. Интересно, что сайт, в качестве мультимедийного произведения, по российскому законодательству не является объектом авторского права – оно распространяется только на его составляющие, то есть базу данных, программное обеспечение, тексты, музыку, фото и проч. Самое же интересное заключается не в отсутствии разработанного законодательства, а в отсутствии у многих российских сайтовладельцев потребности в нем. Скажем, побывал человек в Норвегии и, вернувшись, сделал сайт с фотографиями скандинавской природы. Их можно скачать совершенно безвозмездно и использовать по собственному усмотрению. Создатель, похоже, и не сомневается, что все должно быть именно так: он для того их туда и помещал, чтоб все попользовались. Между тем все должно быть совершенно иначе: никто не имеет права скачивать его фотки без его разрешения. Но у него даже и в мыслях того нет – он альтруист.
Я вынуждена констатировать, что самиздатовско-андеграундная психология и ее морально-практическая установка до сих пор живы: если твой текст всем нравится и его копируют – ты победил в схватке талантов, ты можешь этим гордиться. И кушать свою гордость вместо хлеба с маслом. Требовать денег – неинтеллигентно как-то. Неправильно. Настоящий писатель пишет не ради денег, а по зову сердца. Или там души. Это у зажравшихся капиталистов все наоборот: если ты что написал, пусть хоть трижды графоманское и четырежды идиотское, ты – правообладатель. И никто не смеет твое право нарушить, хотя бы и не было ради чего нарушать. Удастся ли продать твою почеркушку – дело десятое. Главное – авторство, подкрепленное законов громадьем.. И эту-то строгость в отношении к интеллектуальной собственности забугорники пытаются перенести в Сеть, в то время как русские несут туда пресловутую широту души и альтруизм, или, выражаясь вернее, абсолютное отсутствие правосознания. Коли нет ничего твоего, следовательно, нет ничего и его (ее, их), а всё общее. Можно тырить – вполне бессознательно, факта воровства для нас не существует, ибо нет факта собственности. Получается, что Сеть – аналог коммунистической утопии. Ура, товарищи. Или, забегая дальше в прошлое, Интернет – осуществление славянофильского идеала общинножития. На то Божья воля, господа. А теперь прикиньте: далеко ли мы от всего этого удалились, овладев суперсовременными супертехнологиями? Вопрос, по-моему, риторический. Единство с предками налицо.
С точки зрения психологии мы все еще во временах Сперанского, потому что наличие законодательства и ощущение его необходимости в обществе связаны напрямую. Причем необходимость появляется раньше. Оптимисты, однако, утверждают, что все меняется: существует законопроект, подготовленный Межведомственной рабочей группой Роспатента, призванный адаптировать российское законодательство к международной норме. Нормой на сегодняшний день являются Договоры ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности) по авторскому праву 1996 года и по исполнителям и фонограммам 1996 года, чьи формулировки настолько широки, чтобы охватить как можно большее число будущих технологических инноваций. Договоры войдут в силу, если будут подписаны и ратифицированы не менее чем 30 государствами. Пока число ратифицировавших стран не превышает половины нужного количества на каждый договор. Ясно, что, вопреки утверждениям оптимистов, мало что может помочь тому, кто решил тиснуть свои произведения в Сети уже сегодня: он имеет на руках лишь проекты да благие пожелания!
Информационные потоки в Сети одно время казались настолько неконтролируемыми, что было высказано предположение о прекращении существования авторского права в киберпространстве. Действительно, с точки зрения текстологических теорий второй половины XX века, автора в Интернете нет; "смерть автора" предсказал в одноименной статье известный французский семиолог Ролан Барт. Правда, при жизни Барта Интернет был в зародышевом состоянии разработок и экспериментов; тем не менее бартовская идея о том, что бытование текста подразумевает существование отнюдь не автора, а читателя, к Интернету вполне приложима. Ибо Сеть, по причине своей виртуальности, без читателя (= пользователя) вообще не существует. Воспарив в эмпиреи культурологически-философского дискурса, на эту тему можно много чего наговорить. Но не забудем и того, что Богу богово, а кесарю – кесарево. Что в переводе на современный язык означает: философия философией, а денежки счет любят. Между прочим, за неправомерное использование чужого текста или даже его фрагмента на другом сайте нарушитель обязать выплатить истцу компенсацию в размере от 10 до 50 МРОТ. А в случае, если незаконное использование объектов авторского права нанесло крупный ущерб, размер компенсации возрастает до 200-400 МРОТ. Но попробуйте-ка доказать в судебном порядке, что ответчик использовал именно ваш текст и что он вообще его использовал!
Трудность доказательства заключается в том, что приоритет создателя текста должен быть засвидетельствован. Самый простой способ – нотариальное заверение распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора. Разумеется, это должно быть сделано заранее, то есть до публикации в Сети. Более крупное и коммерчески ориентированное произведение (сценарий шоу-программы, рекламный ролик, эскиз товарного знака и пр.) можно зарегистрировать в РАО – Российском авторском обществе, которое занимается защитой авторских прав. Самый надежный способ регистрации – в Управлении по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США. Регистрация любого – опубликованного и неопубликованного – произведения стоит $30, зато для любого суда мира свидетельство из Управления при Библиотеке Конгресса является более чем веским. Закрепив за собой таким образом право первородства, вы должны теперь доказать, что оно было нарушено. Делайте это тихо, потому что, прознав о ваших намерениях, злоумышленник удалит ваш текст со своего сайта – и был таков! Для уличения сетевого вора вам нужны заверенные распечатки поисковых систем ("Апорт", "Яндекс" или других), а также результаты экспертизы Центра независимой и комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий. Одним словом, набегаетесь вволю. И после всех ваших усилий зловредный ответчик в лице адвоката заявит, что российское право неприменимо к Рунету вообще и к сетевым публикациям в частности. Вы должны быть к этому готовы, потому что не так уж он не прав! Ткните его носом в переписку с Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Эта переписка является, похоже, единственным пока официальным законодательным документом, в котором, хоть и кое-как, но все же обозначены признаки сетевой статьи (а также фото- и видеоматериалов в Сети) как объектов авторского права. Защищаемых в судебном порядке, но с такими морально-нервными издержками, которых вам никто не оплатит.
Итак, отсутствие безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете приводит к регрессивным и неутешительным последствиям, а именно: к возвращению идеологии совкового коллективизма. "Тащи с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость!" – этот лозунг действует в виртуальном пространстве так, словно и не было никакого ментального движения последних лет, ни малейшего осознания своей причастности к развитым обществам. Мы снова русские здесь, в Сети – это наше новое пристанище. Возрождение русской широкой, беспечной, щедрой и бесправной души происходит именно тут! Щедрой потому, что не имеет ничего своего, бесправной потому, что не уважает прав чужого и не собирается подчиняться неприступной отчужденности этого чужого. Всё вокруг – советское, всё вокруг – моё. Да здравствует поколенческое единство российской нации!
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности