Шопинговая терапия

Прошли времена, когда над компанией Amazon.com Inc. все смеялись из-за ее хронической финансовой неполноценности. Впервые за шесть лет существования она получила квартальную прибыль

A long, long time ago покупатели и продавцы весело толпились на рынках и ярмарках. Потом пришел черед магазинов с соблазнительными витринами. Ну, а потом – вы сами знаете. Продвинутая часть человечества ринулась делать покупки не выходя из дома..

Среди тех, кто первым просек торговые инновации, был Джеф Безос (Jeff Bezos) – основатель и бессменный руководитель интернет-компании Amazon.com. В 1995 году миру явилась будущая звезда сетевой торговли.

Amazon.com Inc. начинала с малого. Благодаря охватившей цивилизованный мир идее экономики будущего компания не особо нуждалась в денежных средствах для своего развития. С течением времени все более увеличивался ассортимент предлагаемых ею товаров. Но рост, как оказалось, может продолжаться только до определенного предела. Выгодно торговать через Сеть сегодня возможно только ограниченным ассортиментом продукции. Организовать массовую продажу, к примеру, арматуры можно, но вряд ли это окупит издержки. Продавать приходится в основном то, что не требует титанических усилий по доставке и стоит подороже. В результате в витринах самого популярного интернет-магазина мира потенциальный покупатель разглядывает книги, видеоигры, программы, сотовые телефоны, фотоаппараты и т.п. Другим важным направлением развития нового бизнеса стало расширение географии: за 6 лет своего существования структура Amazon.com дополнилась подразделениями в Великобритании, Германии, Франции и Японии.

Но кое-что омрачало восхождение компании к небосклону популярности на фондовом рынке –из года в год ей никак не удавалось сделать бизнес прибыльным. С надеждой на будущее в Amazon.com вкладывались капиталы, которые затем растворялись в глубинах виртуального магазина. Рассказы о финансовом состоянии компании давно стали притчей во языцех: достаточно было бросить взгляд на ее финансовую отчетность. Единственное, чем могло гордиться руководство Amazon.com, так это постоянный рост объема продаж. 1996 год – около $16 млн., 1999 – $1,6 млрд., а год спустя – уже $2,7 млрд.

Шло время, интернет-коммерция росла стремительными темпами. Объем финансовых вливаний в Amazon.com был одним из самых больших в индустрии. Обычно начальный этап развития любой компании является высокозатратным. Компании жертвуют потенциальной прибылью для увеличения своей доли на рынке, расширения проекта и т.п. Но если детище Джефа Безоса исповедовало именно такую тактику все последние годы, то ему здорово удалось запутать игроков на фондовом рынке, которые решили, что убытки и Amazon.com всегда идут рука об руку. Самым скверным было даже не то, что компания постоянно получала всё большие убытки, а то, что из года в год росла их доля в суммарном объеме продаж. Дошло до того, что убытки стали превышать 50% от продаж. Например, в 2000 году величина чистых убытков составила $1,4 млрд.

В эпоху повального увлечения идеями новой экономики это не привело бы к перемене отношения к компании. Но времена изменились, начались тяжкие годы спада. NASDAQ пикировал вниз, а инвесторы задумались о своем поведении. И когда их взоры обратились к Amazon.com, результат не заставил себя долго ждать. С начала 2000-го по апрель 2001 года котировки акций компании на Нью-йоркской фондовой бирже понизились в 10 раз. Очень многие начали сомневаться в том, что Amazon.com удастся выжить в период надвигавшегося кризиса экономики США.

А с 2001 года в компании что-то переменилось. Когда весь высокотехнологичный бизнес оказался в "недружелюбной" экономической среде и начал снижать обороты деятельности, Amazon.com внезапно стала проявлять признаки жизнеспособности. Нет, квартальные убытки никуда не делись, но их величина несколько уменьшилась по отношению к соответствующим периодам прошлого года. Рост продаж продолжался, однако был уже не столь стремительным, как прежде. А то, что произошло в последнем квартале 2001 года, до сих пор вызывает у многих слезы умиления: впервые за всю свою историю компания получила прибыль. И пусть ее величина лишь немногим превысила $5 млн., главное – сам факт. Новость об этом оказалась настолько неожиданной для рынка, что за четыре дня после ее обнародования котировки акций Amazon.com повысились более чем на 40%.

Однако даже после столь значительного всплеска на рынке акций их курс продолжает оставаться на весьма низком уровне по сравнению с благословенными 1999-2000 гг. Годы финансового бесславия значительно охладили интерес к Amazon.com. Самое время доказать, что у компании все же есть недурные перспективы, которые уже сейчас подтверждаются не только многочисленными интервью Джефа Безоса и хвалебными статьями в деловых журналах, но и реалиями бизнеса. Во всяком случае, Amazon.com строит на 2002 год вполне радужные планы и намерена сделать его первым в своей истории прибыльным годом.

С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей