Женское счастье – был бы милый рядом и при жизни и после смерти лежал бы тихонечко в твоей постели, никому, кроме тебя, не нужный. За шесть столетий суть влюбленной женщины не очень-то изменилась
Безумие любви (Juana la Losa)
Испания, 2001
Режиссер: Висенте Аранда
В ролях: Пилар Лопес де Айала, Даниэле Лиотто, Розана Пастор
Каждая влюбленная женщина безумна по определению. Кино, выходящее в столичный прокат аккурат накануне Международного женского дня, живописует этот постулат с излишней дотошностью. Создатели "Безумия любви" объясняют прекрасной половине человечества, что выходить замуж надо со здоровой головой и холодным сердцем, что влюбляться в собственного мужа – опасно, рожать много детей и кормить их грудью – противоестественно.
Сидела бы ты, женщина, дома – вышивала бы крестиком, а по ночам врала бы мужу, что у тебя голова болит, и было бы вам обоим счастье. Так нет, коронованная героиня исторического кинополотнища Хуана не дает мужу проходу с сексуальными домогательствами и не стыдится обнюхивать своих фрейлин, подозревая их в адюльтере. Скучна жизнь во дворце XV века, одно только развлечение у инфанты – мужа в постель затащить, да его любовницу наголо обрить; ну и рожать, разумеется, что она и делает через каждые 15 минут сюжетного действия. Самый ценный исторический факт сего зрелища заключается в том, что Карл V – кроль Кастилии, Арагона, Нидерландов, император Священной Римской империи, повелитель Нового Света, над чьими владениями никогда не заходило солнце, – так вот, этот величественный монарх родился в сортире, потому как его мамаша – безумная Хуанита – увлеклась деторождением и перекусыванием пуповины настолько, что позабыла позвать фрейлин и акушерок.
И плевать было наследной инфанте испанской короны, что она сделала своего супруга Филиппа Красивого, герцога Бургундского и Фламандского могущественнейшим из правителей Европы. Больше всего на свете Хуана Безумная хотела сделать своего мужа счастливым посредством собственного тела. А он, гад, уклонялся в сторону других женщин. Нимфоманской сосредоточенности на отдельном взятом мужчине государственные мужи того времени не поняли, король-папа и герцог-супруг объявили Хуану безумной. И начались тут тайны кастильского двора, и стали плестись интриги против влюбленной. Горе оно не только от ума случается, но и от любви. Тут еще Филипп возьми и выпей стакан воды – ну и, конечно, скончался в одночасье. Это героиню подкосило окончательно: взвалила она тело покойного герцога на телегу и стала с ним путешествовать, наслаждаясь его обществом и сознанием, что никто больше к Филиппу в постель не залезет. Довели ее эти променады до монастыря – и поделом, сиди, женщина, грехи замаливай и помалкивай, как говорится, твой день 8 Марта.
Получается, что любовь – это такая опасная болезнь, пришедшая к нам из средневековья. И кино про такую любовь сняли мрачненькое: низкие темные своды дворцовых залов, пурпурные ширмы жарких опочивален, унылые придворные танцы, длительные путешествия на перекладных, бестолковые грязные крестьяне и прочий исторический колорит. Немудрено в такой атмосфере с ума сойти. Зрителю, правда, опасаться нечего – его в эту атмосферу с головой не погружают, так, дают издалека полюбоваться цветной репродукцией, потому что создатели не особо заморачивались приданием достоверности происходящему, и актеры, чувствуя режиссерский настрой, выстраиваются перед камерой как перед семейным фотографом, краем глаза следя, чтобы бутафорский ус не отклеился. Исторические факты в "Безумии любви" – не главное. Сюжет фильма – не о королях и их придворных, не о об истоках Возрождения и апокалиптических мотивах в ожидании круглой даты начала XVI века. Кино это даже не о любви, а всего лишь о болезни милейшей и несчастной женщины, которую изверг-режиссер полфильма заставляет носиться под проливным дождем, отчаянно завывая: "Моя мать умерла, мой муж мне изменяет", и кидаться на собственных придворных с ножницами или на супруга с ножом.
Фильм можно увидеть в кинозалах "Каро", а с 14 марта – в кинотеатре DownTown и в "Киноплексе на Ленинском".