Москва заболеет "Сплином"

В Москву зачастили питерцы. Вслед за легендарным "Аквариумом" свой концерт в "Горбушке" отыграет протеже Гребенщикова – Саша Васильев и его группа "Сплин" с программой "Пластмассовая жизнь"

Пожалуй, группа с таким названием могла появиться только в мутном Петербурге с его серым небом и зловещими домами-колодцами. "Сплин" полностью отражает атмосферу родных окраин своими текстами про девочку из самого синего льда, тающую под огнем пулемета, или звезду рок-н-ролла, которая непременно должна умереть без прикола. Слова и музыка бьют по нервам, упрямо утверждая, что "выхода нет". Молодая поросль колбасится под откровенно депрессивные песни, которые подпитывают то ли юношеский нигилизм, то ли максимализм, то ли что-то еще из разряда психологических комплексов периода полового созревания. Противоречие лишь в одном: никак не верится, что певец с таким открытым и располагающим лицом, как Саша Васильев, может всерьез обдумывать различные способы сведения счетов с жизнью для героев песен. А потому уходишь с его концертов, так и не поверив в страшную сказку. Субботним вечером 2 марта "Сплин" будет хандрить и навевать тоску в московской "Горбушке".

Официальной датой рождения группы "Сплин" считается 27 мая 1994 года. В том же году с помощью сессионных музыкантов был записан первый альбом "Пыльная быль", который за несколько месяцев разошелся в Питере на аудиокассетах тиражом в 10 тыс. экземпляров. Вскоре к группе присоединился гитарист Стас Березовский, с которым Васильев познакомился на вечеринке, посвященной завершению записи "Пыльной были", а чуть позже - барабанщик Николай Лысов.

Первый клубный концерт "Сплин" отыграл в клубе "Засада". С осени 1994 г. по весну 1995 г. группа играла концерты по питерским клубам и усиленно репетировала. Взяв с собой двадцать кассет с дебютным альбомом, музыканты поехали в Москву, где раздали их вместе с пресс-релизами нескольким записывающим компаниям. В результате "Сплин" подписал контракт с фирмой SNC, что позволило выпустить в начале 1996 г. альбом "Коллекционер оружия" и начать работу над записью следующего альбома. Одновременно группа начала активно выступать не только в Питере, но и в Москве - в таких клубах как Tabula Rasa, "Эрмитаж", R-Club, а также на больших площадках - и сразу приобрела преданных поклонников. В том же году "Сплин" выступил на фестивале "Поколение", получив специальный приз от радио "Максимум". "Сплин" начал активно сотрудничать с театром ДДТ, принимая участие во всех организованных им фестивалях – "Наполним небо добротой" (1996), "Песни конца века" (1997). Большое значение в судьбе группы сыграл Борис Гребенщиков, который не раз называл "Сплин" единственной молодой командой, понравившейся ему за последние годы.

Третий альбом "Фонарь под глазом" вышел на лейбле SNC в апреле 1997 г., а летом "Сплин" принял участие во втором "Максидроме". В том же году компанией Sound Product переиздан альбом "Пыльная быль", и у "Сплина" впервые появился менеджер (до этого организационными вопросами занимался в основном сам Васильев) - Александр Пономарев, бывший менеджер "Наутилуса", оказавшийся не у дел после распада группы. Пономарев начал возить группу не только в Москву, но и по стране - в Екатеринбург, Одессу и другие города, где концерты "Сплина" имели большой успех.

В начале апреля 1998 г. вышел "Гранатовый альбом", который становится одним из самых успешных для группы. А уже в августе The Rolling Stones выбирают "Сплин" из нескольких российских коллективов и приглашают выступить на разогреве во время своего московского концерта в рамках тура Bridges To Babyion. В 1999 г. "Гранатовый альбом" назван лучшим альбомом (FUZZ), "Сплин" становится лауреатом премии "Овация" как лучшая группа года. Тогда же происходят изменения внутри группы. Новый состав отказывается от чисто рок-н-ролльного звучания и записывает "психоделический" диск "Альтависта". Последние трудовые достижения - это завершение бесконечно длинного "Феллини-тура" грандиозным концертом в "Олимпийском" совместно с "Би-2" и выпуск пятого по счету, пожалуй, самого сильного альбома "25-й кадр" весной 2001 года.

За время своего существования состав группы менялся, однако избранная печальная нота лишь изредка разбавляется веселыми и беззаботными мелодиями, такими как "Мое сердце" из последнего альбома. Но "Сплин" все равно слушают, диски признают лучшими, и публика набивается на концерты во всевозможные залы. Вот и 2 марта "Горбушка" примет под свою крышу питерские ветра и холод Невы, согревая заезжих гастролеров столичным радушием. Напитаются музыканты московским гостеприимством, может, тогда и хандрить станут меньше.


Выбор читателей