Сколько должна Россия?

Одобрен проект концепции создания системы управления госдолгом предусматривающей создание единой системы управления внешним и внутренним долгом, единой системы учета и инструментария управления рисками государства

Известно, что бремя внешнего долга является одним из определяющих факторов развития российской экономики. До недавнего времени многие экономисты рассматривали его не иначе как прямую угрозу. Однако в последнее время из Белого Дома по этому поводу всё чаще слышатся оптимистичные оценки.

Действительно, по данным Минфина, по состоянию на 1 января 2002 года государственный долг России сократился до 51,9% ВВП по сравнению с 66,8% ВВП на 1 января 2001 года.

Все это, конечно, хорошо, однако с точными цифрами долга все время выходит досадная путаница. По данным того же Минфина, объем внешнего долга с учетом резервов и гарантий на начало 2002 года составил $138,1 млрд. по сравнению с $147,7 млрд. на начало прошлого года. Объем внутреннего государственного долга на 1 января 2002 года сократился до 531,1 млрд. рублей по сравнению с 557,4 млрд. рублей на 1 января 2001 года.

Одновременно с этим заместитель министра финансов Сергей Колотухин заявляет, что объем государственного долга России не превышает $132-134 млрд. По его словам, та сумма, которая называется представителями других государств (?) – $138 млрд., – завышена. Замминистра сообщил, что в 2001 году объем госдолга России удалось снизить на $13-15 млрд., в то время как ранее планировалось, что объем снижения составит лишь $10 млрд.

Как сказал Михаил Касьянов, "страна может выплачивать свои долги, однако до сих пор нерешенной остается проблема организации системы управления госдолгом". Заметим, что эта проблема живо обсуждается аж с 1995 года. То есть долг был большой, сейчас он меньше, но за более точной информацией в Минфин лучше не обращаться. А куда? Дошло до того, что сейчас сумму нашего внешнего долга считает Центробанк. Минфин то ли вообще не знает, сколько мы должны, то ли принципиально не хочет об этом никому говорить. А ведь это один из важнейших ориентиров в экономике. В результате наши субъекты экономики работают, не имея необходимой информации.

Но вот, похоже, лед тронулся. По словам Сергея Колотухина, правительство наконец одобрило проект концепции создания системы управления государственным долгом, которая должна быть окончательно доработана до 30 марта 2002 года. Эта концепция предусматривает создание единой системы управления одновременно внешним и внутренним долгом, единой системы учета и инструментария управления рисками государства.

Правительство также одобрило идею создания специального агентства, которое будет всем этим заниматься и координировать работу, однако прежде необходимо будет определиться с разделением функций по управлению госдолгом между агентством и Минфином. Впрочем, к 30 марта соответствующие предложения будет внесены в правительство, и в Минфине не ожидают каких-либо проблем, поскольку, как сказал Колотухин, у большинства ведомств по этому вопросу нет противоречий и даже Центробанк одобрил подходы к единой системе управления государственным долгом.

В целом, это правильный подход, потому что комплексное управление долгом действительно необходимо. Однако конкретное решение по созданию агентства можно назвать безграмотным с управленческой точки зрения. Вместо того чтобы заставить работать соответствующий департамент Минфина, для которого управление государственным долгом является прямой служебной обязанностью, чиновники решили создать специальный орган, который, естественно, потребует новых затрат. Впрочем, против законов Паркинсона, как видно, не попрешь, поэтому в данном случае все же лучше создать отдельное ведомство, нежели вообще ничего не делать.

Выбор читателей