Систематическое прослушивание британского прогрессива способно повысить ваш интеллектуальный потенциал. Во всяком случае, Мартин Орфорд и Майк Холмс – лидеры группы IQ – в этом убеждены
IQ – "The Lost Attic" (1999)
Одним из важных событий для любителей "интеллектуального" рока и, в частности, поклонников IQ стало переиздание в конце прошлого года дискографии группы (большей ее части), включая продублированные "The Wake" (1985) и "Are You Sitting Comfortably?"(1989), пару лет назад уже сделанные в России. Образовалась группа IQ в 1981 году в английском Саутгемптоне усилиями гитариста Mike Holmes и клавишника Martin Orford. Басист Tim Esau стал третьим участником группы, в самом начале 1982 года перебазировавшейся в Лондон. К июлю состав устаканился окончательно: новички – вокалист Peter Nicholls и барабанщик Paul Cook на равных участвовали в работе над дебютным альбомом "Seven Stories Into Eight", вышедшим тогда только на кассетах (вот, не в одной только России выпускались тогда магнитоальбомы – правда, причины тому были несколько иные!). Впрочем, виниловый релиз ("Tales From The Lush Attic") не заставил себя долго ждать, пластинка вышла в 1983 году на собственном независимом лейбле "Classic One-Shoe". Тем не менее, путь к славе
сегодня уже легенды прогрессива не был таким уж безоблачным. Как известно, в начале 80-х в Европе вовсю свирепствовала эпидемия диско-музыки, кризис настиг даже такие уважаемые коллективы, как Yes или Genesis. Что же говорить о новой группе, публике доселе неизвестной? Чтобы заявить о себе, IQ отыграли бесчисленное количество концертов по всей Англии, а в апреле 1984 года участвовали в радиосессии на Би-Би-Си. Мелодичный рок, с энергетикой, присущей многим молодым группам "новой волны" (Duran Duran, Frankie Goes to Hollywood, etc.), но менее попсовый, пришелся по вкусу консервативной английской публике, и "The Wake" (’85) уже вскоре после выхода был назван "классическим прогрессив-альбомом" (коим считается и до сих пор)... На сегодняшний день в дискографии IQ насчитывается семь полновесных программ, как минимум три концертника и два сборника unreleased & rarities ("J’ai Pollette d’Arnu" (’91) и "The Lost Attic" (‘99)). Последний сборник с точки зрения наличия или отсутствия концепции не рассматривается – зато можно всласть повосторгаться возросшим мастерством и техникой на примере восхитительной композиции "Hollow Afternoon" – она была заново переписана в 1999 году, а в конце диска для сравнения помещена старая ее версия – с виниловым хрустом и др. Можно похохотать вместе с группой на треке "My Legs" – такие развеселые квази-мультяшные голоса (типа: группе только-только подогнали новый компрессор звука, и музыканты в него бормочут все, "что в голову надуло"). Плюс три радиосессии, есть еще пара новых миксов; а около половины песен очень даже греют душу. И, что немаловажно, достаточно полная история IQ на развороте вкладки – как справочный материал для всех, кому лень за дополнительной информацией о группе лазить по всяким там ИнтерНетам.
(****) – всей переизданной серии в целом
The Nice – "Ars Longa Vita Brevis" (1968)
Практически всем поклонникам трио E.L.P. известно, что ныне знаменитый Keith Emerson получил профессиональное "крещение" в коллективе под названием The Nice. Сегодня верится с трудом – но группа, "сделавшая имя" благодаря своим мичуринским опытам по скрещиванию рока с классикой, начинала как простой аккомпанирующий состав соул-певца P.P.Arnold. К счастью, период инструментального эскорта, раздумий и шараханий продолжался недолго – месяца эдак три, после чего Эмерсон (тогда еще молодой честолюбивый пианист, влюбленный в творения Моцарта, Сибелиуса и Чайковского), определился окончательно, какую именно музыку ему хочется делать дальше, и летом 1967 объявил о создании собственно The Nice. Остальным инструменталистам (David O’List – гитара, Lee Jackson – бас, Brian Davison – барабаны) оставалось подчиниться – тем более что Кейт стал фактическим лидером обновленного коллектива, быстро добившегося известности благодаря неординарному видению музыки и максимальной театрализации выступлений. В частности, Эмерсон в золотом одеянии швырял ножи в свой Хаммондовский орган, чтобы добиться необычного звучания, а на одном из концертов разошелся до того, что прямо на сцене спалил американский флаг, после чего у группы возникли проблемы с продажей пластинок в США... Если принимать во внимание только музыку, The Nice – чуть проще, чем впоследствии играли ELP, звук менее насыщен – это еще не симфо-рок. Существовали попытки классифицировать The Nice как симфо-бит – причем как гениальный его образчик.
(***)
С.В.Рахманинов "Этюды-картины"
Издание включает полностью все фортепьянные этюды-картины, написанные Сергеем Васильевичем Рахманиновым в период 1911-1917 гг. Принято считать, что "Этюды-картины" венчают романтический период в фортепьянном творчестве Рахманинова. Причем его "картины" скорее ассоциируются с этюдами Шопена или Листа, это – настроения, очень различные, но выраженные с помощью одного-единственного инструмента. Рахманинов сам был величайшим пианистом, поэтому его этюды отличает большая сложность исполнения, доступная далеко не каждому; здесь они представлены в интерпретациях известного английского пианиста Говарда Шелли. Ожидается, что диск будет интересен всем любителям фортепьянной классики.
(***)