К своему 90-летнему юбилею и, соответственно, 30-летию Камерного театра своего имени Борис Александрович Покровский поставил две редкие для наших слушателей оперы
Джакомо Пуччини – потомственный музыкант и композитор: на протяжении двух веков профессия эта в роду Пуччини передавалась из поколения в поколение. Свое имя Джакомо получил в честь прапрадеда – первого композитора в их роду. Мальчику суждено было прославить плеяду Пуччини-музыкантов. И он сделал это своими операми "Манон Леско", "Богема", "Тоска", "Чио-Чио-сан", "Турандот" и другими.
Особое место в его творчестве занимает цикл из трех самостоятельных одноактных опер – "Плащ", "Сестра Анджелика" и "Джанни Скикки", вместе составляющих оперный триптих. Мысль о "Плаще" возникла у композитора после посещения парижского театра Мариньи, где он впервые увидел пьесу молодого драматурга Дидье Гольда с одноименным названием. Она привлекла композитора остротой сценического действия, реалистической яркостью деталей и особым ощущением большого города. Сюжет преследовал Пуччини в течение нескольких лет, а на сочинение музыки ушло немногим более года. Рождением двух остальных частей триптиха композитор был обязан встрече с певцом и журналистом Дж.Форцано. Предложенный им эскиз собственной драмы "Сестра Анджелика" лег в основу второй, а заимствованный из "Божественной комедии" Данте рассказ о плутнях флорентийца Джанни Скикки – третьей части цикла. Триптих был закончен 20 апреля 1918 года, и начались переговоры о его постановке.
Сценической родиной трех опер оказался Нью-Йорк. "Метрополитен-опера" в рекордные сроки поставил и уже в конце 1916 года представил публике три новых сочинения. Публика восторженно приняла блестящую, озорную комедию "Джанни Скикки" и осталась равнодушной к "Сестре Анджелике". Дальнейшая практика показала значительную трудность постановок триптиха как целостного спектакля. Зрительная и музыкальная насыщенность каждой из опер, плюс общая протяженность спектакля, громоздкого для одного вечера, предъявили и к исполнителям, и к аудитории слишком высокие требования. Нужны были три разнородных оперных состава, включающих певцов-актеров самых различных амплуа, способных к исполнению драматических, лирических и комических образов. Очень немногие певцы оказывались способными принять участие хотя бы в двух операх этого цикла. Среди них особая роль принадлежала Тито Гобби. Замечательный итальянский артист сумел создать и остродраматический образ одинокого Микеле – героя оперы "Плащ", и почти гротесковую роль мошенника Джанни.
В триптихе Пуччини по существу впервые обратился к жанру одноактной оперы и применил реалистический метод, который проявился в зорком внимании к мелочам окружающей жизни. Обыденное становится у него драматически-захватывающим, а судьбы простых людей раскрываются в трагическом свете жизненной непреодолимости.
Послушаем Мастера:
"Мы остановились на более интересных, как нам кажется, для нашего репертуара двух названиях – "Плащ" и "Джанни Скикки" – по причине их большой художественной контрастности. Если в "Плаще" Пуччини выступает как один из основоположников итальянского оперного веризма (течения, возникшего в литературе и близкого к идеям натуралистической эстетики, показывающего жизнь "как она есть"), то второе произведение острокомедийно. У этой комедии тоже очень серьезная литературная первооснова. Это шедевр эпохи Возрождения "Божественная комедия" Данте Алигьери – сочинение, вызвавшее к жизни множество отголосков в различных видах искусствам, в том числе и изобразительном. А в музыке это опера С.Рахманинова "Франческа да Римини".
В истории Джанни Скикки есть много серьезного и поучительного с точки зрения освоения актерами этого театрального материала. Произведение связано со знаменитой итальянской комедией дель арте, с классическими амплуа ее персонажей. Это изворотливый герой низкого звания, влюбленная пара и мешающие ее счастью престарелые родственники, доктор, всегда готовый отправить своего пациента на тот свет, глуповатый нотариус...".
Премьера состоялась в Камерном театре в конце января, когда маэстро Покровский отпраздновал свое 90-летие. Это замечательное событие совпало с 30-летием театра, основанного и до сих пор руководимого самым известным оперным режиссером нашей страны. Постановка имела успех, но была несколько "закрытой". Даны всего два спектакля в январе и столько же в начале февраля. Затем – перерыв.
У труппы этот сложный оперный спектакль должен "войти в подкорку", как считают постановщики.