Острый сюжет может быть далеко не только детективным. Острый сюжет – это когда книга "держит", когда в ней есть загадка, когда хочется узнать, чем все кончится; это динамичное действие, интересная и актуальная тема
Острый сюжет может быть далеко не только детективным. Острый сюжет – это когда книга "держит", когда в ней есть загадка, когда хочется узнать, чем все кончится; это насыщенное действие, интересная и актуальная тема. Поскольку же читателям интересны самые разнообразные темы, то проект "Вагриуса" стремится охватить как можно большее их количество: исторические тайны, предпринимательские перипетии, фантастические приключения, хитросплетения сыска и агентурные хроники. И не в последнюю очередь – деятельность родных и знакомых российских органов, о которых – ура плюралистическому патриотизму! – писать стало можно, а читать – увлекательно. Две из трех книг, которые мы сегодня рассмотрим, посвящены именно им.
Данилов В. Милицейская сага. – Вагриус, 2001.
Действие романа о работнике угрозыска Виталии Морозе происходит с 1989 по 2001 год – на протяжении десятилетия, о котором, как об эпохе переломной, то есть величественной и жестко-криминальной одновременно, будут еще написаны целые библиотеки научной и художественной прозы. Как сказал поэт, страшно повезло тому, кто посетил сей мир в его минуты роковые, – это о нас с вами, не прозевавших крушение империи и воспостроение чего-то нового (еще непонятно, чего) на ее обломках. За отчетный период расхитители социалистической собственности, уголовники и спекулянты превратились в банкиров и держателей контрольных пакетов акций – в крупных собственников, элиту общества. Соответственно то, что раньше считалось беззаконной аферой и безусловным злодеянием, стало финансовой операцией – как минимум, полулегальной. Однако нынешние денежные тузы и политические заправилы не торопятся рассказать о том, как им удалось достичь столь высокого положения. Случись же у кого-нибудь документики, свидетельствующие об их прошлых, не слишком достойных жизненных коллизиях, владелец компромата может считать себя зайцем, убегающим от своры гончих.
Исчезнувшие в момент убийства начальника ОБХСС Котовцева, бескомпромиссного борца с коррупцией, документы целых десять лет не дают покоя тем высокопоставленным особам, чьи делишки они изобличают. Пока бумаги ищутся, упомянутые особы из чиновников и партийных боссов перерождаются в банковских дельцов и коммерсантов – но они остаются врагами для Виталия Мороза, личности упрямой и неуживчивой, но тем не менее очень привлекательной. В то время как его начальник и старший товарищ Тальвинский худо-бедно вживается в новые условия и принимает правила игры (а что еще делать?), Мороз продолжает упорствовать и ненавидеть угнетателей. Как только искомые документы попадают к нему в руки (это особая и удивительная история!), Мороза немедленно сажают в тюрьму по ложному обвинению. Выйдя через пять лет, он, как владелец опасных бумаг, обретает статус вышеозначенного зайца, но думает при этом, что он – гончая. Попытка его борьбы в одиночку против уже сложившейся и – главное – легитимной властной структуры оканчивается неожиданно, впечатляюще, но в то же время предсказуемо (потому что не могло быть иначе по причинам социально-психологическим) и, кроме того, весьма символично.
Живые, подвижные и яркие характеры персонажей романа развиваются по законам саги: они меняются под влиянием времени, и эпоха проявляется в них. Причем не какая-нибудь отдаленная, а именно наша с вами эпоха: читая о появлении Мороза в городе после пятилетней отсидки, я испытала захватывающее чувство осознания (в который раз!) – как оно все, оказывается, изменилось! Маргарет Митчелл в подобном случае сказала: ветром сдуло.
Клугер Д. Убийственный маскарад. – Вагриус, 2001.
Герой произведений Д.Клугера Натаниэль Розовски – частный сыщик, ведущий в Тель-Авиве дела репатриантов из России, – продолжает свою сыскную деятельность. Оба детективных романа, вошедшие в книгу, построены в соответствии с классическими образцами, но действие в них происходит в наше время. В каждом удачно сплавлены все три традиционных ингредиента жанра: эффектная завязка (особенно в первом романе, где убийство происходит на маскараде и никто не знает не то что убийцу, но даже по какому случаю сей маскарад организован!), виртуозный ход расследования, когда главная задача сыщика – оказаться в нужном месте в нужное время и, разумеется, досадить полиции, и, наконец, развязка – в виде сборища всех подозреваемых, на котором и происходит уличение виновного и передача его в руки закона в лице полицейского следователя-недотепы.
Кроме того, в процессе расследования обязательно обнаруживается какая-нибудь мистическая составляющая преступления, придающая сюжету блеска, шика и экзотики. В романе "Убийственный маскарад" поиск преступника неожиданно оказывается связан с историей Византии и императорами из династии Палеологов, а в романе "Непредсказанное убийство" возникает необходимость разбираться с гороскопами и предсказаниями судьбы. Следователю – будьте уверены! – всякая мистика по плечу, тем более что преступник – всегда из плоти и крови, а следы, им оставленные, наглядны как рекламный ролик.
Михайлов А. Контрольный выстрел. – Вагриус, 2001.
Жанровое определение, данное книге А.Михайлова в аннотации от издательства, "силовой роман". Его герой, офицер госбезопасности Олег Соколов, возглавляет слаженную и хорошо обученную команду, специализирующуюся на борьбе с террористами. На этот раз террористы угнали пассажирский автобус, совершавший мирный рейс из Москвы в Тулу, и требуют миллион долларов. Команда Соколова, окружив автобус, ведет с ними переговоры, и поначалу все идет как обычно. Но постепенно начинают происходить странные совпадения и недоразумения: в местный банк, в который обратились гэбэшники, накануне привезли ровно миллион долларов; заложник, отпущенный из автобуса, сбегает из больницы; машина с деньгами попадает в аварию, и мешок с полумиллионом исчезает как дым на абсолютно безлюдной обочине. И чем дальше – тем страньше: террористы, получив наконец вожделенные деньги, выходят из автобуса в чистом поле – и как сквозь землю проваливаются. А пока спецы из группы Соколова и местные сыскари ломают голову над происходящим, тульские банкиры, криминальные авторитеты и прочие бандиты шантажируют и "заказывают" друг друга. Но читатель может не волноваться: эта бодяга будет распутана, поскольку концы всех важных ниточек находятся в надежных руках. И ниточки эти ведут, как всегда, в самые высшие эшелоны власти.