Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
"Yтро": Вопрос к представителям обеих компаний: каковы, по вашему мнению, итоги 2001 года в области предоставления провайдерских услуг в русском секторе всемирной Сети?
Ирина Трухлина: В течение всего года, по нашим наблюдениям, быстрый рост в первую очередь характеризовал рынок услуг виртуального хостинга и размещения оборудования в дата-центрах. Количество клиентов виртуального хостинга у нас за год выросло почти в два раза и приближается к 7000. А это говорит о том, что, невзирая на проблемы в "новой экономике", возрос интерес к Интернету у малого и среднего бизнеса – все больше компаний считает для себя необходимым организовывать не только физический офис, но и виртуальное представительство. Что нашу компанию не может не радовать.
Сергей Рыжков: Конкуренция резко усилилась. Объем услуг в количественном измерении сильно вырос. Правда, из-за общего снижения цен на Интернет обороты провайдеров, как мне кажется, выросли не так сильно. Провайдеру приходится очень быстро бежать, чтобы просто остаться на месте.
"Y": В таком случае, считаете ли Вы, Ирина, как представитель хостинг-провайдера, что в будущем году рост рынка продолжится? И будет ли потенциальный клиент IS-услуг вкладывать деньги в известные площадки известных разработчиков или все же предпочтет опираться на собственные силы, экономя тем самым, согласно распространенному мнению, деньги?
И.Т.: То, что, размещая ресурс "у себя", потенциальный клиент экономит деньги, – не более чем распространенное заблуждение. К мысли о том, что выгоднее использовать не собственные ресурсы, а ресурсы профессиональных дата-центров, приходит все больше потребителей – все, что происходило с рынком хостинга и размещения оборудования в 2001 году, свидетельствует об этом. И мы не видим никаких причин для снижения темпов роста рынка в ближайшее время.
"Y": Ирина, в российском Интернете существует несколько проектов - (Ruметрика, аналогичный проект Яндекса, глобальная статистика SpyLOG и другие - производящих оценку аудитории Рунета и регулярно публикующих результаты своих исследований. Соответственно, существуют различные оценки роста аудитории Рунета, его объема. Насколько они совпадают с данными "Зенона"?
И.Т.: Пожалуй, если провести анализ нескольких отчетов, которые в изобилии представлены в Интернете, действительно, можно получить реальное представление как о количественном и качественном составе аудитории, так и о существующей динамике роста. К сожалению, подавляющее большинство этих отчетов грешат предвзятостью или же слишком явно учитывают настроение потребителей такой информации в текущий момент. Мы ведем собственные исследования аудитории, используя свою клиентскую базу, т.к. наша компания предоставляет практически все услуги (как в части доступа, так и в части размещения ресурсов), то аудиторию можно считать вполне репрезентативной, и в своей работе опираемся в первую очередь на них.
"Y": Многие возлагают надежды относительно путей дальнейшего развития Рунета на то, что развитие локальных сетей в жилых районах Москвы и других крупнейших городов приведет к новому качественному скачку аудитории. Сейчас распространенность локальных сетей в спальных районах, в отличие от Интернета в офисах, крайне мала – и это, в сочетании с техническим преимуществом локальных сетей причина того, что прогнозы бума в этом секторе ISP представляются наиболее правдоподобными. Как относится к подобному прогнозу развития событий ваша компания, и какие существуют планы в этом направлении?
С.Р.: Я не знаю, будет ли это качественный скачок. Безусловно, доля диалап-подключенний будет снижаться, доля подключений по выделенным линиям – расти. В себестоимости услуги 2/3 – это оплата модемного пула. Поскольку стоимость телефонных линий для провайдеров вряд ли уменьшится в ближайшей перспективе, то вряд ли можно рассчитывать на сильное снижение стоимости диалапа. Ситуация с выделенными линиями заметно лучше. Подключение микрорайонов, домов и квартир к Интернету по выделенным линиям требует определенных затрат на построение инфраструктуры, но в перспективе позволяет обслуживать новых клиентов с существенно меньшими затратами. Важно и то, что при таком способе подключения провайдеру не нужно прибегать к посредничеству МГТС и других телефонных операторов. К тому же скорость доступа не ограничивается возможностями телефонной линии. В общем, за счет развития сетей в жилых домах Интернет подешевеет, и, наверное, это приведет к тому, что он будет использоваться более широко. Мы считаем данное направление деятельности очень перспективным и предполагаем в будущем году увеличить свое присутствие на рынке домашних сетей.
И.Т.: Локальные сети для нас – это клиенты, которые покупают выделенные линии и трафик. Созданием локальных ("домашних") сетей наша компания не занимается, но некоторые из известных сетей уже давно являются нашими клиентами, и мы готовы развивать это направление и дальше, предоставляя домашним сетям выгодные условия подключения. Мы считаем локальные сети своими партнерами и можем предложить им интересные решения для работы и развития.
"Y": Ирина, считает ли ваша компания, что такой способ развития Рунета "вширь" обладает большим потенциалом, чем, например, wireless-технологии, спутниковый Интернет и т.д.? Прочит ли развитие "домашних" сетей скорую смерть безумно медленным уже сейчас "телефонным" доступам? Способны ли модемные доступы конкурировать с LAN по качеству услуг и ценам?
И.Т.: В принципе, не важно, какой тип доступа и какая технология используется, важно, сколько пользователи готовы заплатить. Сегодняшняя средняя плата за доступ в Интернет – это $10-15 ежемесячно, и потребитель не готов платить больше денег, чтобы получить больше услуг – он хочет за те же самые деньги получить услугу более высокого качества. Домашние сети – это один из способов доступа в Интернет, который в России на сегодняшний день весьма актуален: стоимость вполне сопоставима с теми деньгами, которые клиент платит за коммутируемый доступ, а качество в большинстве случаев гораздо выше. При этом решается основная проблема, возникающая при подключении по технологии, отличной от "телефонного" доступа, – это стоимость "последней мили": локальные сети позволяют снизить затраты на подключение и использование услуг до уровня потребительской корзины. Другое дело, что в Москве, например, к Интернету через домашние сети подключено всего 2-2,5% абонентов (по оценкам наших партнеров) – на остальной территории города локальных сетей либо пока нет, либо услуги Интернет через них не предоставляются.
"Y": Кстати, к вопросу о потенциальном росте аудитории – насколько оправданны, по Вашему мнению, выводы многих аналитиков о том, что сейчас техническая база рынка провайдерских услуг, то есть каналы, серверные пулы, хостинговые площадки оказались не готовы к всплескам активности интернет-аудитории во время известных событий осени 2001 года? Делают ли крупнейшие компании-провайдеры реальные выводы из сложившейся ситуации?
С.Р.: Мне кажется, вопрос задан не совсем правильно. Да, многие провайдеры оказались не готовыми к всплеску нагрузки. Но это довольно естественно. Интернет во всем мире довольно дешев, и провайдеры зачастую просто не имеют возможности держать резервные мощности на случай перегрузок. Возможно, компании будут пытаться сделать что-то, дабы подобная ситуация не повторилась, но вряд ли проблему можно решить радикально.
И.Т.: По нашей статистике, никаких проблем ни у наших клиентов коммутируемого и выделенного доступа, ни у ресурсов, размещенных в Центре хранения и обработки данных "Зенон Н.С.П.", во время этих событий не было. Все информационные ресурсы, размещенные у нас, работали фактически без перебоев: а это и НТВ, и Газета.Ру, и одно из зеркал РБК, и многие другие. Для них мы применили собственную технологию акселерации веб-серверов, которая давно используется у нас для виртуального хостинга, причем практически во всех случаях удалось избежать использования дополнительного оборудования, а значит, и лишних расходов.
"Y": Позволю себе заметить, поскольку я на правах разработчика непосредственно участвовал в "выживании" "Yтра" в условиях наплыва посетителей 11 сентября, что в масштабах всего Рунета проблема все-таки есть. Невозможно рассчитывать каналы на максимальную загрузку – в 90% случаев она не "отрабатывается" реальной активностью пользователей и попросту невыгодна, пиковые же нагрузки настолько сильно превышают среднюю, что никакая "акселерация" не позволит держать сервер на плаву без быстрого подключения новых мощностей. А если завтра в Рунет придут смотреть очередной катаклизм не 5 млн человек, а 10? 20? Сеть растет...
И.Т.: Дело в том, что проблема увеличения нагрузки из-за "неплановой" активности пользователей заключается вовсе не в толщине каналов. Количество пользователей резко увеличиться не может, и пиковые нагрузки для каналов вполне прогнозируемы и связаны как с общим ростом аудитории Сети, так и с изменением спектра предоставляемых и актуальных услуг. Имея такой прогноз, можно планомерно увеличивать мощности дата-центра – что мы на протяжении последних лет и делаем.
Нагрузка увеличивается непосредственно на сами ресурсы, и для того чтобы ее перераспределить, используется акселерация. Т.е. в обычном режиме нагрузка распределяется определенным образом на, условно говоря, сто ресурсов, а в случае событий 11 сентября все пользователи, которые ранее находились на этих ста ресурсах, ринулись на один. Пользователей в тысячи раз больше не стало, их стало от силы в пять раз больше (каналы и оборудование дата-центра "Зенон Н.С.П." на такую нагрузку рассчитаны), а вот количество обращений к ресурсу увеличилось на самом деле в тысячи раз. И акселератор дает возможность ресурсу справиться с возросшим числом запросов так, что ресурс этой нагрузки практически не ощущает. Подчеркну еще раз, что проблем не было именно у клиентов компании "Зенон Н.С.П.", примененная технология показала себя с лучшей стороны.
"Y": Проблемы "Yтра" в течение многомесячных перегрузок решались не менее успешно, что вполне могли оценить наши постоянные читатели. Замечу лишь, что экстенсивные, хотя и высокотехнологические способы решения таких задач в принципе не могут быть самодостаточными. Без участия разработчика сайта хостер всегда будет вынужден оперировать загрузкой сервера как данностью. Но это уже другая тема...
Напоследок хотелось бы задать вам обоим еще один важный вопрос, который, несомненно, интересует не только наших читателей, но и всех участников рынка. Ожидаете ли вы в следующем году резких ценовых скачков в секторе ISP, особенно в секторе предоставления доступа в Интернет? В нашей переписке я упоминал т.н. "тарифную войну" тех же операторов мобильной связи...
С.Р.: Я не вижу особой ценовой войны между мобильными операторами. Все их новые тарифные планы – это скорее видимость снижения цен; об этом сейчас много пишут. Провайдеров на рынке гораздо больше, и конкуренция среди них сильнее. В любом случае, всем придется искать свои маркетинговые ходы для удержания на рынке. Но, как мне кажется, в ситуации с телефонией вряд ли что-то радикально изменится в ближайшее время. Вряд ли нам удастся сделать диалап сильно дешевле, но некоторое понижение цен, безусловно, произойдет. Гораздо ощутимее будут снижаться цены на другие услуги: хостинг, постоянный доступ по выделенным линиям.
И.Т.: Будет происходить снижение цен на услуги размещения оборудования на технологических площадках провайдеров и подключение по выделенным линиям – здесь "запас" достаточно большой. Для коммутируемого ("модемного") доступа резкие ценовые скачки маловероятны – цены на эту услугу у многих провайдеров близки к себестоимости (а иногда и ниже).
Интересна ситуация с виртуальным хостингом: в 2001 году произошло значительное снижение цен на этом рынке, причем многие события происходили в конце года, и следовало бы ожидать, что тенденция к снижению цен перейдет и на 2002 год. Но, с другой стороны, снижать цены дальше просто некуда: на сегодняшний день разница между стоимостью виртуального хостинга у известного провайдера, гарантирующего качественную услугу, и у небольшого хостера, зачастую работающего даже без лицензии, составляет всего $100-110 в год, и "где дешевле" уже не является серьезным аргументом при выборе площадки, особенно для юридических лиц, которые и составляют основную массу клиентов виртуального хостинга. Так что здесь конкурентная борьба переместится в сторону качества предоставляемых сервисов и их количества.
"Y": Огромное спасибо за ответы на наши вопросы.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности