Слаще морковки

Медовый месяц счастья оборачивается эскизом первоклассника, которому на работу не идти и можно кувыркаться целый день. Он получит на обед фальшивого зайца из шпината и моркови, а на День Благодарения – соевую индейку

Сладкий ноябрь (Sweet November)
США, 2001
Режиссер: Пэт О’Коннор
В ролях: Киану Ривз, Шарлиз Терон


Во время первых зимних метелей так и тянет в кинозал на заманчивое зрелище с липко-приторным названием "Сладкий ноябрь". Действительно, посреди сугробов и колючих ледяных осадков осень покажется теплым медовым месяцем, который время от времени вдруг приключается в голливудском кинематографе, со времен классической "Истории любви" вдруг проникшемся героизмом чахоточного румянца болезненных красавиц. В современных мелодрамах от любви никто не умирает; как нам давно было сказано, от любви случаются болезни совсем иного плана. И даже внезапные катастрофы не являются смертельными. В нынешнем кино героини умирают, согласно диагнозу, подтвержденному толстенной историей реальной хвори. И безнадежность любви стареющего плейбоя к юной девушке с пороком сердца, продемонстрированная в фильме "Осень в Нью-Йорке", аукнулась нам "Сладким ноябрем". Правда, герой здесь вовсе не плейбой, он вполне молод и активен, но у него есть свой набор недостатков. Нельсон в исполнении Киану Ривза просто горит на работе, ну трудоголик он, лучший криэйтор страны, жизнь положивший на очаг, в котором пламенеют "горячие собаки", называемые в простонародье хот-догами. А героиня действительно юна, прекрасна, безбашенна. Лучшим удовольствием на свете для Сары (Шарлиз Терон) – возиться с собаками, выкрадывать их из экспериментальных лабораторий, находить им добрых хозяев, выгуливать, вычесывать и преподносить в дар потенциальным любовникам. Успешный рекламщик, получив такой сюрприз, конечно, собачку вернет, чтобы не мешала экзерсисам над хот-догами, но для этого придется ехать к дарительнице – сумасшедшей основательнице конторы "Гордая псина". С бухты-барахты юная девушка заявляет трудоголику: "Бросай работу, переселяйся ко мне на месяц. Буду звать тебя Ноябрем, и будет нам сладко и хорошо, я тебя научу быть счастливым". Нельсон, разумеется, отвечает: "Отстань от меня, безумная, ошалела ты совсем, у меня работа, девушка, ты мне и на день не нужна". Но тут как по заказу: и с работы его выгонят, и девушка бросит. Ладно, так уж и быть, один день можно и с Сарой провести, с ее псинками, соседями-трансвеститами, и даже приголубить малолетнего лузера из дома напротив. Обаяние одного сладкого дня заключается в дуракавалянии, вегетарианской еде, медленном сексе, выгуливании собаки и прослушивании старых пластинок, будящих трогательные детские воспоминания. Перед такими соблазнами устоять невозможно, и подобный день растянется на целый месяц, только где-то за кадром, потому что счастье на экране показывать крайне сложно, к тому же столь долгое. Когда Нельсон заявляет по истечении месяца, что никогда не жил такой полной жизнью, остается загадкой, что же он имеет в виду, потому что кроме все тех же прыжков с чужими пуделями и ужина с трансвеститами никакое счастье режиссер рисовать не собирается. Творцу гораздо проще сразу перейти к трагическому финалу и объявить, что эта румяная молодая деваха, которая 15 минут назад ходила колесом по морскому побережью, оказывается, больна давно и неизлечимо, метастазы, мол, уже пошли, надежд никаких, до Рождества не дотянет. Вот что экология с современной молодежью делает! Молодые и прекрасные женщины – всего лишь "девушки по вызову" на этом празднике жизни. Болеют, кашляют, сознание теряют, становятся бледными, прощаются с любимыми и засыпают сладким вечным сном. Единственная просьба: "Запомни меня, пжлст, молодой и красивой".

А зачем ей дальше жить – главная задача выполнена: мужчина влюблен, новой работы не ищет, жениться хочет, желания все выполняет и считает за счастье на трамвае кататься или игрушечные яхты на воду спускать с соседским мальчиком. Все, можно спокойно умирать – Нельсон понял смысл жизни, теперь он уже не пропадет с головой в нарисованной жаровне с хот-догами, даже пошлет подальше потенциального работодателя, обещающего баснословную оплату идей, только за то, что этот работодатель нахамит официантке в кафе. Ага, вот в чем болезнь-то сказывается – какая здоровая женщина будет так бурно радоваться, что ее возлюбленный безработный? Есть в этом доля нездорового эгоизма, как в крылатом изречении "После нас – хоть потоп!". Да о чем речь, Сара даже не позволит любовнику бдить у ее смертного одра – прогонит к чертям собачьим, типа, месяц наш кончился, пока-пока! Классическая мелодрама снова предает свои вечные устои – смерть общим количеством голосов признана сильнее любви. Счастье ни в жизни, ни в кино дольше одного дня (месяца, года – нужное подчеркнуть) не выдерживает. Надежды бесплодны, пускать слезу умиления и радоваться торжеству добра над злом не приходится. Жизнь и любовь заканчиваются вместе с перевернутым листком календаря. Наступает зима.

Фильм можно увидеть в кинотеатрах сети "Каро".

Выбор читателей