Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В 2001 г. отечественные пивовары могут увеличить обороты на 15-17% по сравнению с прошлым годом. Только в январе - мае объем продаж пенного напитка через розничную торговлю вырос по отношению к аналогичному периоду 2000 г. на 18,8%. При этом сроки окупаемости вложений в индустрию значительно меньше, чем за рубежом, а рентабельность крупного производства при благоприятной налоговой ситуации может достигать 30-40%.
Популярность пива в различных уголках России не одинакова. Отчасти это объясняется концентрацией пивзаводов в европейской части страны. Международные холдинги, поняв это, начали продвигаться в регионы. В начале прошлого года Baltic Beverages Holding (ВВН) объявил о вложении в "Дон-Пиво" $18 млн, a Sun Interbrew - $15 млн в пивоварню "Поволжье". Сейчас и ВВН, и Sun Interbrew начали продвижение все дальше на восток России, покупая пивные заводы. Каждая покупка сопровождается обширными программами реконструкции и технического перевооружения предприятий. Sun Interbrew принадлежит омский завод Росар, а ВВН еще в начале июля 2000 года объявил о приобретении красноярской "Пикры". И вот ответный удар Sun Interbrew –ведутся переговоры о покупке завода "Пивоиндустрия Приморья" во Владивостоке.
Наиболее популярным сортом среди россиян является обычное светлое пиво. Его предпочитают 70%. Темное любят 10% жителей страны, с пониженным содержанием алкоголя - 11%, с высоким содержанием алкоголя - 7%. При этом обычное светлое охотно употребляют и мужчины, и женщины. Проведенные исследования убедительно доказали, что миф о пристрастии слабого пола к темному пиву сродни мифу о страусах, которые зарывают голову в песок, когда пугаются.
Потребление напитка носит ярко выраженный сезонный характер, его пик приходится на май-август. В летние месяцы пиво покупают в три раза чаще, чем зимой. В Москве наибольшей любовью этим летом пользуются светлые сорта крепостью до 4,5%. По-прежнему популярно пиво в стеклянных бутылках. На сегодняшний день реклама пива в алюминиевых банках, идущая в СМИ, ощутимых плодов не принесла.
В "доперестроечные" времена отечественные пивовары производили всего несколько видов продукции. После распада СССР российский рынок был фактически монополизирован западными компаниями. Приток инвестиций в отрасль был существенно затруднен. После кризиса 1998 года россияне были вынуждены переключиться на "своего" производителя. На тот момент, пожалуй, единственным "пригодным к употреблению" и подходящим по цене пивом была "Балтика". Это позволило заводу в кратчайшие сроки завоевать рынок и войти в число 20 крупнейших предприятий во всей стране.
В последнее время относительно свободный низкий ценовой сегмент пива стремительно заполняется. Ценовой критерий постепенно перестает быть определяющим для потребителей, предпочтение отдается качеству. На рынке появляются новые участники, которые вынуждены продвигаться за счет агрессивной рекламной кампании. Уже занимающие определенную нишу пивовары расширяют производство за счет регионов. Кроме того, после 1998 года предпочтение стало все больше отдаваться именно российским сортам пива, так как считается, что оно более качественное и содержит меньше консервантов, которые портят вкус ячменного напитка.
Чиновники, да и сами производители пива в один голос говорят о необходимости привлечения дополнительных средств. Иначе удержать прежние темпы развития будет невозможно. Более 60% основных фондов сектора признаны устаревшими, и лишь 20% соответствуют международным стандартам. По прогнозам, в пивоваренную промышленность в течение следующих двух-трех лет необходимо инвестировать не менее $1 млрд.
Стоимость расширения мощностей для выпуска каждого дополнительного декалитра (10 л) пива оценивается примерно в $5-9 в год. Таким образом, если считать, что в ближайшие годы потребление пива удвоится, необходимы инвестиции в размере не менее $2,5 млрд. И деньги, скорее всего, найдутся. В этом убеждают суммы, уже вложенные в производство ячменного напитка. Например, строительство пивоварни "Князь Рюрик" в Москве обошлось в $140 млн, а стоимость пивоваренного проекта компании "Браво" по созданию завода в Санкт-Петербурге оценивается в $45 млн. На развитие компании "Балтика", а также других заводов, входящих в скандинавский холдинг Baltic Beverages Holding (ВВН), в 1999 году было израсходовано около $100 млн.
Ситуация резко обострилась