Четвертая выставка "Книги России" показала, что утверждение, будто "между Солженицыным и Марининой у нас ничего нет", является всё же преувеличением: у нас есть книги, рассчитанные на самые разнообразные запросы читателей
|
Руководитель проекта "Кремль 2000" С.Н.Шелышей и витрина с "Президентской книгой" |
В воскресенье на ВВЦ завершилась Четвертая национальная выставка-ярмарка "Книги России". В последние два дня ее работы, когда выставка была открыта для посетителей с самого утра, за билетами выстраивались очереди из желающих познакомиться с книжными новинками, пополнить свою библиотеку по "рекламным" ценам, получить автограф кого-нибудь знаменитого или просто искателей халявы. В павильоне и на подходах к нему встречались весьма любопытные персонажи. Например, неряшливый пожилой человек стоял на ступеньках, держа перед собой плакат такого содержания: "Расшифрованы секретные записи Пушкина, Гоголя и Жуковского. Их рекомендации по оздоровлению России. Помогите издать. Меня не пускают в печать с 1957 года". Не помню, что говорил по этому поводу Жуковский, но Пушкин с Гоголем были вполне солидарны в вопросе о дураках и дорогах, с которыми ничего поделать невозможно.
Уже в самом павильоне люди тоже периодически выстраивались в очереди: за рекламными воздушными шариками, за пирожками кулинара Михайлова, раздачей которых он сопровождал презентацию собственной книги (очень вкусные, кстати, пирожки были, с картошкой), за автографами Эдварда Радзинского и даже за книгами. Трудно сказать, что пользовалось особенным спросом, но, похоже, пальму первенства держала детская обучающая и развивающая литература разных издательств, детские бумажные заготовки для самоделок (особенно хороша продукция ЗАО "Омега") и открытки. Совершались и неожиданные покупки. Например, в кулуарах рассказывали про какую-то скромного, почти "учительского" вида тетеньку, которая, увидев на стенде знаменитый "Московский Кремль на рубеже тысячелетий" (вариант оформления промежуточный между "президентским" и "народным" – то есть орел накладной, а не тисненый, футляр не коленкоровый, а кожаный, но без бархата, да и кожа не кенийского козла, а отечественного теленка), не задумываясь вытащила из сумки 20 000 рублей и прикупила книжицу. А одна из аккредитованных на выставке журналисток своей самой удачной покупкой сочла не книгу, а... уменьшенную копию летящего оленя из эрмитажной коллекции скифского золота.
Но все же главное предназначение выставки-ярмарки – деловые встречи и переговоры тех, кто работает с книгой профессионально. Об этом напоминали развешенные всюду плакаты художника Бильжо на темы великой русской литературы и книжного бизнеса (например, так: Петрович спрашивает у стоящего с топором Раскольникова: "Ну что, Родька, срубил бабок?". Под этим подпись: "Книжный бизнес – ваш инструмент"). Среди встреч и презентаций, прошедших для специалистов, хочется подробнее рассказать о нескольких.
Круглый стол "Книга и телевидение", посвященный 7-летию программы "Графоман" (телеканал "Культура")
"Говорить о связи телевидения с литературой – все равно, что говорить о связи нефтепровода с литературой", – заметила Мария Арбатова, литератор и телевизионный персонаж. Хотя и признала, что телевизионная "раскрученность" автора самым прямым образом влияет на тиражи его изданий. И это одна из причин того, что, как сказал писатель и публицист Юрий Мамлеев, издательский процесс мало связан с процессом литературным. Эту мысль поддержал и Лев Яковлев, автор и ведущий программы "Хорошие книжки для девчонки и мальчишки" на ТВЦ: "Издательства боятся издавать не Барто и не Михалкова, потому что родители боятся покупать детям незнакомых авторов. Совершенно необходима передача, которая держала бы людей в курсе литературного процесса, и эта передача не должна быть рекламной, она должна существовать на государственные деньги, а не на деньги издательств". О том, что интересы издательств, телевидения и телезрителей несколько расходятся, говорил также автор и ведущий "Графомана" Александр Шаталов. В общем же участники круглого стола сошлись на том, что некоммерческие передачи о выходящих книгах совершенно необходимы, но телевидение находит такие проекты невыгодными, незрелищными и потенциально непопулярными – к вящему огорчению огромного количества зрителей, присылающих в телекомпании буквально мешки писем с просьбами знакомить их с книжными новинками.
Презентация первой Российской Открытой премии "Идущий с книгой" за достижения в области электронной книги
Помните анекдот: "Зачем дарить книжку, у него уже есть одна"? Это как раз про электронную книгу. Небольшое устройство размером с треть ноутбука способно вместить в себя всю "Войну и мир", да еще и с картинками. Читается такая книга с жидкокристаллического дисплея, листается во все стороны, а по прочтении один текст удаляется, а вместо него, подключившись к компьютеру, счастливый владелец закачивает другой. К примеру, "Анну Каренину". Домашней библиотеки, конечно, не составишь, но в поездке должно быть удобно. В интернете уже существуют библиотеки (платные, естественно), в которых можно брать тексты для электронных книг. И вот уже первый российский писатель, точнее – писательница Татьяна Устинова, собирается издать свой очередной роман виртуально. А в зоне Рунета готовится к открытию первый магазин с текстами для электронных книг. В связи со всеми этими событиями и решено было учредить премию "Идущий с книгой", в которой предусмотрено шесть номинаций: за лучшую мультимедийную книгу (CD-Book), лучшую сетевую книгу (iBook), лучшую звуковую книгу (AudioBook), лучшую разработку в области технологии электронных книг (eBook), лучшую разработку в области программного обеспечения электронных книг, самое яркое событие в мире электронных книг. Лауреаты получат бронзовые миниатюры, изображающие Идущего с Книгой. Денежная часть премии – 1000 долларов в каждой номинации. Вручаться премия, учредителями которой являются Гендирекция книжных выставок и ярмарок компания "Электронная книга" и интернет-холдинг "Рамблер", будет на сентябрьской Московской Международной книжной выставке-ярмарке.
Презентация изданий к сорокалетию пилотируемых космических полетов
Здесь речь шла в основном о книге, которую широкая публика не увидит, потому что весь тираж (7000 экз.) разошелся среди тех, о ком в этой книге написано. Итак, публике представили подарочный альбом "Ракетно-космическая эпоха. Памятные даты", который был издан организацией "Королевские ветераны" при содействии МПТР. "Долгое время мы не могли рассказать нашим детям, чем занимаемся на работе, – сказал З.Ф. Бродский, представитель РКК "Энергия" и движитель сего издательского проекта. – И теперь наконец названы имена не только тех, кто летал в космос, но и тех, кто сделал все, чтобы эти полеты состоялись." В альбоме даны портреты всех 124 советских и российских космонавтов, названы все экипажи и все дублеры, указаны все задания, которые выполняли экипажи на орбите. В конце издания дан календарь памятных дат: практически любой день года знаменателен каким-либо "космическим" событием. Одним из важных критериев при отборе иллюстративного материала была уникальность фотографий. В общем, описание звучало на редкость заманчиво. Жаль только, что, как и большая часть интереснейших "космических" изданий, эта книга оказалась фактически ДСП.
Семинары, встречи и презентации по вопросам авторского права
Рассказ об этих мероприятиях заслуживает отдельной статьи, поэтому здесь он будет кратким.
|
Стенд с пиратскими изданиями, подготовленный Ассоциацией праводержателей |
Потребительский рынок наводнен контрафактной продукцией. Прибыль от ее реализации, по словам представителя ГУБЭП МВД, может идти на самые разные цели, вплоть до финансирования бандформирований. Именно поэтому в 1999 году в ГУБЭП был создан отдел по защите интеллектуальной собственности, в задачи которого входит совершенствование законодательства в этой области (такая же задача возложена и на Роспатент), информационное обеспечение заинтересованных лиц и организаций и, конечно, пресечение пиратской деятельности, что является очень сложной задачей. Как сказал корреспонденту "Yтра" А.Ф. Кустов, генеральный директор российской Ассоциации праводержателей, существует масса способов создания пиратских книг, среди которых встречаются и такие, которые не имеют законодательного урегулирования. В связи с этим Ассоциация праводержателей готовит Хартию авторского права – своеобразного кодекса деловой этики для людей, связанных с книжным бизнесом. Ассоциация намеревается также отслеживать легитимность книг на каждой стадии их создания и реализации. Серьезность своих намерений Ассоциация продемонстрировала, выставив на всеобщее обозрение виселицу, где болтались в петлях контрафактные издания (интересно, что более всего страдает от пиратских нападок учебная литература, что объясняется повышенным на нее спросом). А юридическая фирма "Хорошилова и партнеры" объявила об учреждении первой российской премии в области авторского права, цель которой – поднять престиж профессии литературного агента как представителя легального книжного бизнеса, способствующего продвижению современной русской литературы за границы России. Первое награждение премией "Международный проект" состоится на осенней Международной московской книжной выставке-ярмарке.
Итак, четвертая выставка "Книги России" завершилась. Она показала, что утверждение Марии Арбатовой, что "между Солженицыным и Марининой у нас ничего нет", все же несколько гипертрофированно: у нас есть книги, рассчитанные на самые разнообразные запросы читателей, книги, которые приятно держать в руках, и книги, которые приятно читать (иногда даже эти два качества соединяются в одном издании). Есть издатели, которые не боятся экспериментировать с выбором тем и авторов. Есть покупатели, которые используют книжные ярмарки не в качестве места ловли халявы, а как возможность быть в курсе литературного и книгоиздательского процессов. Ну а то, что у этих процессов есть разнообразные издержки (от сочинений Лимонова до сотен разнообразных переизданий Барто), – так это, будем надеяться, не порок развития, а болезнь роста.
Следующей весной выставка "Книги России", вместившая в этом году самое большое за свою историю количество участников, пройдет уже не в ВВЦ, а в более просторном Гостином Дворе.