Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В последнее время самолеты-разведчики НАТО безнаказанно "шныряют" вдоль российских границ. Обстановка все больше начинает напоминать легендарную шпионскую войну в воздухе, которую вели СССР и США в прошлом веке.
Конечно, так как в 1950-е гг., когда американские RB-29 и RB-50 сбивали советские МиГи, вряд ли уже будет. Только если начнется война. Но и сейчас американцы создают разведывательные системы и беспилотники, которые могут практически безнаказанно добывать разведданные. Достаточно вспомнить RQ-180 или X-44А, демонстратор которого недавно показали на авиасалоне в Калифорнии. Эти БПЛА практически невидимы для радаров и транслируют видеосъемку в реальном времени на командный пункт. Если даже аппарат собьют – не такая уж большая беда. Летчик не погибнет, дипломатического скандала не будет.
Но во времена первой холодной войны все было намного жестче. Советские истребители сбивали американские самолеты-разведчики над Черным морем, над Курильскими островами, в районе Камчатки. В середине 1950-х у американцев появился U-2, который некоторое время не могла достать ни одна зенитка. Самолет спокойно нарушал границы СССР.
Первого мая 1960 г. все было кончено, вместе с U-2 Пауэрса С-75 случайно уничтожил и советский МиГ-19, пилот которого, в отличие от американского летчика, погиб. После этого полеты разведчиков U-2 прекратились.
Эта история получила мировую огласку. Но мало кто знает, что до этого случая и после американцы успешно шпионили за СССР при помощи разведывательных стратостатов. Фактически тех же беспилотников. О них практически забыли, но в свое время СССР запускал их с экипажем. А летчиков так и называли – стратонавты.
Москва и Вашингтон соревновались, кто выше поднимется. В 1933 г. "СССР-1" поднялся на высоту 19 тыс. метров. Но очень быстро стало понятно, что летать на них – крайне опасное занятие. На большой высоте водород перегревается и частично выходит из оболочки, что вызывает падение. Через год трагически погиб экипаж "Осоавиахим-1", который достиг высоты 22 тыс. метров.
Все кончилось тем, что в СССР стратостаты забросили, сконцентрировавшись на реактивной авиации. Но только не американцы, которые быстро поняли, что зонды можно запускать и без экипажа, разместив на них фотографическую технику. Запуски начали осуществляться примерно с 1948 года.
А в феврале 1956 г. ЦРУ начало операцию Genetrix, запустив множество стратостатов, оснащенных фотоаппаратами. Тогда СССР заканчивал испытания баллистической ракеты средней дальности Р-5 и готовился отправить в космос первый искусственный спутник Земли. Американские стратостаты пытались выведать все подробности космической программы, которая активно пересекалась с ядерной. А заодно узнать расположение советских аэродромов, военных баз и железнодорожных узлов.
Их запускали с пяти точек: с базы ВВС США в турецком Иджирлике, из шотландской деревни Эвантон, норвежского аэропорта Гарденмоен и с площадок, расположенных в двух западногерманских поселках Гибельштадт и Оберпфаффенхофен, где в впоследствии построили аэрокосмический центр.
Кроме шпионажа за СССР, американцы следили и за Китаем, которому Москва помогала создавать свою атомную бомбу. США старались сфотографировать предприятия по обогащению ядерного топлива на территории Поднебесной, и иногда это удавалось.
Сами стратостаты представляли собой достаточно сложные аппараты и сильно отличались от воздушных шаров из романов Жюля Верна. На них устанавливался высотомер, который не позволял стратостату опуститься ниже определенной высоты. А также радиомаяки – они отслеживали маршрут движения. После того как разведывательная миссия была окончена, фотоаппарат отстреливался и приземлялся с парашютом. За ним устремлялись спасательные самолеты С-119.
Сбить стратостаты было сложно – они летали на огромной высоте. Советские летчики расстреливали их из пушек, так как тратить ракеты на них было жалко – зондов было очень много. Некоторые прикрепляли к самолетам острые тралы, чтобы резать разведчиков. Подобные эксперименты проводились с МиГ-17, но они были не очень удачны.
Полеты американских стратостатов продолжились вплоть до 1980-х годов. Советские конструкторы долгое время ничего не могли поделать с "вредными воздушными шарами", так как скорость истребителей и стратостатов была просто несопоставима. Наконец, в ОКБ Мясищева разработали специальный высотный реактивный дозвуковой самолет М-17. Поднимаясь на высоту более 20 км, он мог лететь со скоростью 743 км/ч и спокойно расстреливать зонды из двухствольной пушки.
Американцы запуски тут же прекратили. Немногим позже СССР перестал существовать, а уникальный самолет перекочевал в музей Монино. М-55 на базе М-17 еще совершает тренировочные полеты, возможно, он еще пригодится.
Американцы используют аэростаты и сейчас. Называются они "аэростатные разведывательно-дозорные комплексы". Правда, они не поднимаются в стратосферу, помогая с разведкой сухопутным подразделениям. В 2012 году в Румынии американцы открыли учебный центр подготовки специалистов по применению и обслуживанию американских разведывательных аэростатов PGSS. По мнению военных экспертов, в перспективе они могут быть использованы для разведки на территории России, так что эпоха аэростатов еще не окончена.
Украинский президент отказывается идти на уступки
Президент готов отказаться от своего прошлого требования ради урегулирования конфликта