Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
На каждом арктическом острове, где есть базы Северного флота, построят всесезонные аэродромы. Они будут принимать различные типы самолетов. В том числе истребители и тяжелые транспортные. Как сообщил командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов, создается полная система контроля национального воздушного пространства и подводной обстановки Северного морского пути. Помимо этого, сохраняются планы развернуть в Арктике в 2018 г. дивизию противоракетной обороны, которая будет защищать Москву и Урал со стороны Северного полюса. Сейчас небо Заполярья защищает лишь 1-я дивизия ПВО, дислоцированная в Североморске. Недавно в ее состав вошел полк на Новой Земле с зенитными ракетными комплексами С-400, С-300 и "Панцирь-С1". Но и этих сил может не хватить, чтобы уберечь новые стратегические объекты. Особенно в защите нуждаются аэродромы - их противник постарается уничтожить в первую очередь. Так зачем же Минобороны понадобилось столько взлетных полос?
Ответ можно найти в недавнем прошлом. Во времена СССР стратегические бомбардировщики Ту-95 отрабатывали так называемый "Удар возмездия". Тогда американские ракеты средней дальности простреливали всю европейскую часть страны. А вдоль границ СССР летали американские B-52 c реальным ядерным оружием на борту. В советском командовании понимали, что в первый же день войны могут остаться без Ту-95. Поэтому самолеты начали отработку выхода из-под удара. Бомбардировщики быстро рассредотачивались по аэродромам страны, в том числе арктическим. Именно с Севера добраться до американцев было проще всего. Из того же Мурманска до Штатов примерно 5 тыс. 500 километров. Ту-95 хватило бы топлива и на обратный путь. На оперативных арктических аэродромах пилоты были готовы вылететь в любой момент, проводя бессонные ночи на дежурствах. Моторных подогревателей не было, поэтому двигатели в первое время приходилось запускать через каждые 3-4 часа. Позже специально для Арктики разработали новый сорт масла, который позволял запускать двигатели самолета НК-12 при морозе до минус 25 градусов.
Постепенно роль главного "удара возмездия" взяли на себя межконтинентальные баллистические ракеты. Однако Ту-95 по-прежнему были нацелены на Америку. После разрушительного советского ракетного удара они должны были "зачистить" территорию Соединенных Штатов. Учения проходили два раза в год. Экипажи взлетали с арктических аэродромов и отрабатывали методику преодоления ПРО противника на малых высотах - как в одиночку, так и в составе группы. Кроме того, Ту-95 должны были расправиться с американскими авианосными группами.
Сложно сказать, собирается ли Минобороны вновь отправить "восточный экспресс" - так называют Ту-95 на Западе - на арктические аэродромы. Но возможность для этого создается. Причем это могут быть не только Ту-95 и Ту-160М, но и модернизированная версия Ту-160М2. Правда, она еще в процессе сборки на Казанском авиационном заводе.
Арктическая группировка может выполнять похожие задачи с 393-й бомбардировочной эскадрильей ВВС США на острове Гуам. Как известно, "Летающие крепости" B-52, B-1 Lancer, а с недавних пор и невидимка B-2, держат на прицеле Корейский полуостров и конкретно Пхеньян. А в особом случае могут замахнуться на Китай или российский Дальний Восток. Вот и российское командование могло решить вновь проработать переброску бомбардировщиков на Север.
Причем необязательно все Ту-95 и Ту-160М вооружать атомным оружием. Для локального конфликта вполне хватит высокоточного оружия, тех же бомб КАБ-500 или крылатых ракет X-101. Благодаря последним самолетам не придется входить в зону действия ПВО противника. Ракеты сами преодолеют несколько тысяч километров и поразят цели, если, конечно, не будут сбиты.
Стратегические бомбардировщики успешно испытали новые боеприпасы в Сирии. Хотя в принципе с поставленными боевыми задачами могли бы справиться и Су-24, вооруженные бомбами попроще и дешевле. Значит, самолетам "Ту" готовят свою миссию и проверяют их, что называется, в деле. Самолеты Ту-95МС регулярно совершают полеты над нейтральными водами акватории Северного Ледовитого океана. В том числе с дозаправкой в воздухе. Возможно, "медведям" вновь вернут северную прописку.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности